№ 60

1651 г. июля около 27 *. — Грамота, посланная якутским воеводой Д. А. Францбековым князю Шамшакану о принятии русского подданства

(* Датируется по времени составления наказной памяти якутскому служилому человеку Т. Е. Чечигину о поездке к князю Шамшакану (см. док. № 59))

/л. 1/ Бога, в троицы славимаго, милостью великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, владимирский и московский и новгородцкий, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский, великий князь тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных, государь и великий князь Нижнего Новагорода Низовские земли, рязанский, ростовский и ярославский, белоозерский, удорский и обдорский, кондинский, и всея Северныя страны повелитель, и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей, Кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств государь и обладатель.

В прошлом во 157 году ведома ему, государю, учинилась Даурская земля на Амуре-реке, князь Лапкаево княжение. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу воевода Дмитрей Андреевич Францбеков да диак Осип Степанов в прошлом во 157 году послали х князю Лавкаю для проведыванья вашие [133] земли (Вашие земли написано вместо зачеркнутого в послах.) приказного человека Ярофея Хабарова не з большими людьми. И как Ярофей Хабаров на Амур пришел, и князь Лавкай з братьями и с улусными людьми 5 городов своих покинули пусты, а побежали к тебе, царю Шамшакану (Написано вместо зачеркнутого: князю Богдою.).

И в прошлом во 158 году воевода Дмитрей Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов того же приказного Ярофея Хабарова (Далее зачеркнуто: для посольства.) [к тебе, царю Шамшакану, с невеликими же людьми посылали, а велели тебе, царю Шамшакану, сказать государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии милостивое жалованное слово, чтобы ты, царь Шамшакан, был под его государя нашего и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца, высокою рукою, со всеми живущими под твоею областью. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии велик во всех окрестных государствах, и служат ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Русии самодержцу, царю и великие князи со всеми своими государствы, которые писаны выше сего в титлах государских, и от его государского ратнаго бою никто стоять не может. А про тебя, царя Шамшакана, ему, государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии было неведомо, и как тебя в титлах пишут, и их воеводе Дмитрию Андреевичу Францбекову да дьяку Осипу Степанову было неведомо.

В прошлом во 158 году государь изволил послать небольших людей и сказать вам свою государеву милость и жалованное слово сказать и не для бою. А буде ты, царь Шамшакан, не учнешь быть под его государевою царевою и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии высокою рукою, и мы воевода, Дмитрий Андреевич Францбеков да дьяк Осип Степанов, учнем писать на тебя, царя Шамшакана, к великому] (Один лист утрачен, помещенный в квадратных скобках текст дается на основании публикации по копии XVIII в. (см. легенду).) /л. 2/ государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии к Москве, чтоб он, государь, велел быть своим государевым ратным многим людем, и тебя, царя Шамшакана (Написано вместо зачеркнутого: князя Богдоя.), за твое непослушанье велит государь смирить (Написано вместо зачеркнутого: разорить.) своим государевым ратным боем, и городы твои взять на себя, государя (Далее зачеркнуто: и тебя, царя Шамшакана (князя Богдоя) и иных князей, и всех вас и жен ваших и детей побить без остатку.), чтоб, смотря на тебя, царя Шамшакана (Написано вместо зачеркнутого: князя Богдоя.), и на твое непослушанье, и иные даурские земли князи, которые не под твоею областью, видя грозу государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии и смертную казнь к вам и разоренье, были бы покорны и послушны впредь без бою. А государь наш царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии милостив и праведен и кровям ничьим не искатель: которые ему, государю, добьют челом и учнут непротивны быть, тем их кровям и не искатель и их пожалует.

И в нынешнем во 159 году твои царя Шамшакановы князи князь Лавкай, да княж Шилгин, да княж Албаза, да княж Атей, да княж Десаул, да княж Балбулай, да княж Гбучюдар, да княж Янорей, да княж Исенал государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии ратных людей побить хотели и бои многие ставили. И от государя нашего ратного бою ваши люди стоять не могли. И [134] тебе б, царю Шамшакану, против государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии ратнево бою не стоять, и с ево государя нашего людьми не битца, и государя нашего тем не прогневить, и велеть дань давать серебром и золотом и самоцветным каменьем и узорочными товары и мяхкою рухлядью, что у вас в вашем государстве родитца, по вашей силе, как бы вам в мочь.

А здесь в его /л. 3/ государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии в одном Сибирском государстве ратных руских людей многое множество. Да у государя ж нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии в Якутцком остроге вверх и вниз по Лене и по иным сторонным рекам в ево государеве в вечном ясачном холопстве якуты и тунгусы и юкагири — многие люди, и ратному бою навычны, и государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии на изменников и на непослушных людей в походы готовы и рады битца за государя нашего часто, не щадя голов своих. И самому тебе, царю Шамшакану, чаем, ведомо, потому что государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии ясачные тунгусы с вами в советех живут без боязни и с князь лавкаевыми улусными людьми сходились с Олекмы на шильских и на амурских вершинах.

ЛОИИ, ф. Якутские акты, карт. 12, стлб. 14, лл. 1-3. Черновик.

Опубл.: «Журнал для чтения воспитанников военных учреждений», 1840, т. 27, № 105, стр. 91-94; «Сын Отечества», СПб., 1840, кн. 1, стр. 120-122; «Акты исторические», СПб., 1842, т. IV, № 31/IV, стр. 72-73 (опубл. по копии XVIII в.).