№ 214

1683 г. декабря 31. — Память из Посольского приказа в Казенный приказ о награждении Н. Г. Спафария 1

/л. 1/ Лета 7192-го декабря в 31 день. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, окольничему Семену Федоровичю Толочанову с товарыщи. [522]

Пожаловали великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, Государственного Посольского приказу переводчика Николая Спафария за китайскую ево посылку прошлого 183 году, велели ему дать своего великих государей жалованья в приказ, ковш серебяной в 2 гривенки, сукно лундыш, камки куфтерю 10 аршин ис Казенного приказу.

И по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, окольничему Семену Федоровичю Толочанову с товарыщи учинити о том по указу великих государей.

Под текстом припись: Диак Иван Волков.

На л. 1 об.:

Справа: Справил Митька Симоновский.

Помета: Записать в книгу.

Отметки: По сему великих государей указу сукно и камку отпустить с роспискою, а о кофше отписать, что в Казенном приказе кофшей нет.

Великих государей жалование, сукно 5 аршин кармазину кропивной да камки 10 аршин осиной Николай Опафарий взял марта в 11 день, взял и росписался.

ЦГАДА, ф. Оружейная палата, № 21960, л. 1, Подлинник.


Комментарии

1. Позднее награждение Н. Г. Спафария объясняется тем, что непосредственно после возвращения посольства было начато следствие, поводом для которого послужил донос переводчика С. Безобразова, поданный им летом 1677 г. в Енисейскую приказную избу. Участник посольства С. Безобразов обвинял Н. Г. Спафария в различных злоупотреблениях и упущениях. К следствию в Енисейской приказной избе были привлечены нерчинские и албазинские служилые люди, в том числе И. Милованов.

Большинство обвинений на проверку оказалось необоснованным. В посольской части нарекания были вызваны тщательным выполнением послом всех пунктов наказной памяти, остававшейся секретной для остальных членов посольства (например, отказ отдать царскую грамоту маньчжурским чиновникам).

В 1678 г. следственное дело велось уже в Сибирском приказе и касалось только состояния денежной отчетности посла.

Только к 1683 г. Н. Г. Спафарию, по-видимому, удалось оправдаться во всех возводимых на него обвинениях (см. «Дополнения к Актам историческим», т. IV, СПб., 1859, № 67; Д. Зубарев, О посольстве в Китай Николая Спафария с дворянами, подьячими, гречанами и иноземцами, — «Вестник Европы», 1827, № 23-24, стр. 161-195; ЦГАДА, ф. Оружейная палата, № 48891).