Приложение I

Махмуд ибн Вали «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар»

«Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» («Море тайн о доблестях благородных») - персоязычный энциклопедический труд, в котором содержатся ценные сведения по истории, географии и этнографии Средней Азии и Восточного Туркестана.

Автор сочинения - Махмуд ибн Вали, крупный среднеазиатский ученый, родился в 1595 г.; выходец из состоятельной семьи, получил разностороннее образование, путешествовал по Маверанахру, Индии и Цейлону. Помимо «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» им написан ряд сочинений этико-дидактического, богословского и поэтического характера: «Рава их-и таййиба» («Приятные ароматы»), «Мухаббат-намэ» («Книга о любви»), «Наджми сакиб» («Яркая звезда»), «Рисала-йи бахарийа» («Книга о весне»), «Ахлак-и хусайни» («Превосходные нравы») и др.

«Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» состоит из семи томов, из которых до нас дошли лишь два: первый (рукопись ИВ АН УзбССР, инв. № 2372; космография) и шестой (рукопись ИВ АН УзбССР, инв. № 1375, 1385, 7414; рукопись библиотеки «India office», инв. № 575; всеобщая история). Приводимые ниже извлечения взяты из шестого (рукопись библиотеки «India office», инв. № 575) тома сочинений Махмуда ибн Вали и публикуются в русском переводе впервые.

Сведения автора «Бахр ал-асрар» из истории отношений казахских и среднеазиатских феодалов в период, когда все явственнее обозначалась угроза народам Казахстана и Средней Азии со стороны Джунгарии, представляют определенный интерес. Они дополняют и конкретизируют общую картину событий, происходивших в первой трети XVII в. в этом регионе Азии.


походе казахского султана Ишима 1 против ойратов и о нападении на его кочевья султана Турсуна]

Обстоятельства [этого события] вкратце следующие. После того как высокостепенный [Имамкули]-хан возвратился из встревожившего его похода 2, [он и] Турсун-султан простили друг друга и снова завязали узы дружбы. [245] [Продолжали так] до тех пор, пока умом Ишим-султана не овладело намерение со всем доблестным войском и некоторыми султанами из улуса [самого] Ишим-султана и родами Турсун-султана устроить набег на калмаков. Он выступил и внезапно появился в некоторых становищах калмаков в Моголистане 3 и после горячих схваток и убийств подверг их разграблению. Турсун-султан... узнав об этом, всех своих родичей с многочисленным войском послал на ставку Ишим-султана, находящегося где-то в Туркестане, с приказом истребить и пленить его людей. И все они, согласно приказу, приступили к выполнению своих обязанностей, справились с поручением и, захватив в плен жен и детей упомянутого султана, привели их в Ташкент.

В это самое время ум Турсун-султана охватила неприязнь [по отношению к Ишим-султану], и он решил лично выступить против Ишим-султана, застать врасплох и схватить его в пути. Однако, ввиду того что на челе этого истинного мусульманина всевышним был предначертан знак небытия... в местечке Сайид сукмас, подвластном Сайраму, встретился с Ишим-султаном и возжег пламя битвы. Со своей стороны Ишим-султан, узнав об уловке [Турсун-султана], разгневался, нахождение этого завоевателя в этой неспокойной степи счел удобным случаем и сжег огонь небытия в подолах его платья... На лике жизни Турсун-султана появились следы несчастья, счастливые же знамена Ишим-султана возвысились...

Словом, воинство Ташкента оказалось в плену роковой судьбы: большая часть была истреблена, [сам же] Турсун-султан бежал [с поля боя]. Однако же, когда он добрался до своего постоянного местопребывания (в Ташкент), узнал, что невеста царства уже находится в объятиях другого... Подробность этого [события] такова: в то самое время, когда Турсун-султан с намерением учинить засаду, направился против Ишим-султана, Дауча-бий, конгурат, приближенный бодрствующего падишаха (Имамкули-хана) и правитель Ходжента, Суйунч-бий, правитель Ура-тюбе, посчитав момент удобным, выступили на подвластный Ташкенту Бискент. В это самое время владетель Андижана Абулай-султан объединился с упомянутыми эмирами и все вместе напали на Бискент; после упорных боев отняли его у Иш Кара-султана... Затем направились на Шахрухийа, изгнали оттуда Мурад-султана и подчинили его верховному дивану (диван-и'али) 4.

После того как сия добрая весть относительно смекалки и успехов друзей государства дошла до слуха правителя Дизака 5, в жилах Бек-оглы укрепились твердость и рвение и напал он на Ташкент.

Ишим-султан, узнав о том, что Турсун-султан оказался в трудном положении, с намерением отомстить ему [за содеянное] выступил из Сайра-ма и [тоже] направился на Ташкент, но [сначала] из-за необходимости подстелил коврик веселья перед Бек-оглы и превратил его (коврик) в место дружеских бесед 6.

Хотя Турсун-султан по року судьбы избавился от вражды внутренних и внешних недругов... [однако] его приближенные, кочевники и его доблестные воины вышли из круга повиновения и разом напали на арк и совершили тяжкое преступление [умертвив его]. Ишим-султан отправил голову Турсун-султана в чертог искушенного опытом падишаха [Имамкули-хана] через упомянутого выше эмира (Бек-оглы)... После того как сей подарок доставлен к слугам падишаха, последний пожаловал Ташкент, [246] Туркестан и другие крепости и селения тех областей Ишим-султану. Ишим-сул-тану был отправлен об этом ферман его величества.

[Сообщение Махмуд ибн Вали об угрозе вторжения ойратов в Бухару]

И еще. В те дни 7 среди населения распространился слух о набеге кал-маков в окрестные районы благородной Бухары. По этой причине последовал ферман [Его величества Надр Мухаммад-хана] 8 о том, чтобы счастливый царевич [Абд ал-Азиз-султан] спешно отправился к стопам дражайшего дяди (к Имамкули-хану в Бухару) и с усердием исполнял все, что он прикажет. Благородный царевич в тот же час, согласно повелению своего могущественного отца, собрался [в путь] в сопровождении некоторых эмиров - в частности Абд ар-Рахмана аталыка, который в те дни постоянно добивался отставки от должности аталыка султана, последний уже просил [отца] оставить его при нем, и просьба его была уважена, и с некоторыми приближенными хана, как то Мехди Мирзайи ширин и ему подобные, 19 ша'бана того же года 9 со всем величием переправился через Джей-хун 10, а четвертого дня благословенного рамазана 11 со всем величием и достоинством прибыл во дворец уважаемого, прославленного дяди, гордости царства.

Предисловие, перевод и комментарии Б. А. Ахмедова.


Комментарии

1. См. примеч. 2 к док. № 10.

2. Имеется в виду поход Имамкули-хана против казахского Турсун-султана (сына Джалим-султана) и Ишим-султана в 1624 г. (см.: История; Узбекской ССР. Т. 1, с. 551-552).

3. Моголистан (Могулистан) - «Страна могулов» (от отюреченного названия ее населения: монгол, могол, могул). Под этим названием со второй; половины XIV в. до первых десятилетий XVI в. существовало государственное объединение. Его территория первоначально включала весь Тяньшань. с частью Восточного Туркестана, а позже в состав могульских земель входили также Прииртышье, Ферганская долина, Ташкентская область и Прибалхашье, где существовали разные, фактически независимые друг от друга феодальные владения. Однако северные границы Могулистана не могут быть установлены достаточно достоверно.

С распадом Могольского государства его название сохранилось за территорией, которую оно занимало в период своего расцвета.

4. Т. е. захватили город и подчинили его своей власти.

5. Диззак - средневековый город, расположенный на пути из Ташкента в Самарканд. Ныне Джизак - центр одноименной области Узбекской ССР.

6. Т. е. заключили союзный договор.

7. Речь идет о 22 ноября - 20 декабря 1634 г.

8. Надр Мухаммад-хан из династии Аштарханидов: в 1015/1606 - 1051/1642 гг. управлял Балхским владением Аштарханидов; 1051/1642 - 1055/1645 - верховный бухарский хан.

9. 9 февраля 1635 г.

10. Старое название р. Амударьи.

11. 20 февраля 1635 г.