Предисловие

В сборнике, составленном в основном из русских, а также китайских и других архивных документов и материалов, освещаются важнейшие вопросы истории международных отношений в Центральной Азии в XVII-XVIII вв. и прежде всего в ее обширном восточном регионе, включающем современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, западную часть МНР, юго-восточную и восточную части Казахской, Узбекской, Киргизской и Таджикской ССР и Южную Сибирь. Это первая попытка систематизировать такого рода документы и материалы, значительная часть их ранее не публиковалась.

Центральная Азия издавна представляла собой исторически сложившийся обособленный регион, народы которого поддерживали в го же время широкие политические, экономические и культурные связи с окружающим миром. Происходившие здесь события влияли на судьбы народов Дальнего и Среднего Востока, Средней Азии и Сибири. Не случайно поэтому богатое историческое прошлое региона привлекает сегодня внимание ЮНЕСКО, под эгидой которой готовится 6-томная «История цивилизации Центральной Азии с древнейших времен и до наших дней».

Система внешнеполитических связей государств и владений Центральной Азии в XVII-XVIII вв. (да и в более поздние периоды) еще недостаточно изучена. Правда, отечественная историческая наука уже имеет определенные достижения в публикации русских архивных документов и материалов о взаимоотношениях России с Китаем и Монголией в XVII — начале XVIII в., истории казахско-русских отношений в XVI-XVIII вв. и т. д. Некоторые аспекты взаимоотношений России с государствами Центральной Азии освещены в издаваемом МИД СССР собрании документов Российского министерства иностранных дел «Внешняя политика России в XIX и начале XX века» (Полное библиографическое описание упоминаемых в данном сборнике работ дается в «Списке литературы», помещенном в конце книги). В последнее время в советской историографии появились монографические исследования международных отношений в Центральной Азии в XVII- XIX вв. [4]

Что касается данного сборника, то в нем осуществлен: комплексный подход к истории внешнеполитических связей государств Центральной Азии на основе публикации разноязычных документов и материалов. Это представляет несомненный интерес для востоковедной науки. Привлечение не только русских архивных источников, но и документов и материалов на других языках позволяет получить более полную и объективную картину сложных исторических процессов, проходивших в Центральной Азии в XVII-XVIII вв., расширить источниковую базу для изучения этого периода.

Содержащиеся в сборнике документы дают возможность осветить ранние связи России с народами Центральной Азии, показать внешнеполитическую активность Джунгарского (ойратского) ханства как независимого и суверенного государства западных монголов, проследить основные направления политики Цинской империи (1644-1911) и выявить некоторые новые аспекты русско-китайских отношений, в частности: исторические предпосылки территориального размежевания между Россией и Китаем в этом районе в XIX в.

Разумеется, в сборнике не было возможности всесторонне осветить тему, и не только из-за ограниченного объема самого издания. Необходимо иметь в виду, что многие русские архивные источники не сохранились, что не все народы Центральной Азии оставили от тех отдаленных времен свои письменные памятники. Например, значительная часть памятников Джунгарского ханства была уничтожена при вторжении маньчжурских войск, приведшем к гибели этого последнего независимого кочевого государства монголов. Поэтому вопросы внешней политики ойратского государства, как и некоторых других монгольских ханств, приходится освещать лишь по сведениям, содержащимся в русских архивных документах, китайских источниках и нарративных персо- и тюркоязычных материалах.

Сборник является результатом коллективного труда советских историков и архивистов (Москвы, Алма-Аты, Ташкента, Фрунзе), а также ученых МНР.

Член-корреспондент АН СССР Г. Ф. Ким