№ 96

1721 г. марта 20. — Письмо коменданта Семипалатинской крепости майора И. М. Вельяминова-Зернова сибирскому губернатору А. М. Черкасскому 1 о прибытии посланцев от хунтайджи Цэван-Рабдана с просьбой о покровительстве России и защите от Цинской империи

Во известие вашей милости доношу: сего 721 году марта 15 дня, посланной Иван Чередов прибыл в Семиполатную крепость и с. ним два человека посланцов, один до царского величества 2 , а другой в Тоболеск до губернатора 3 просить, чтоб пропустить до царского величества. И марта ж 19-го дня, поставя полатки, выходил я к ним и звал их к себе обедать, и я их спрашивал, зачем их контайша посылает до царского величества. И они мне говорили, чтоб де великий государь контайшу милостиво призрил, так как призирает и Аюку-хана, и я де ему, царскому величеству, так же рат служить, как и Аюка-хан, и чтоб меня оборонить от китайского государя и не дать бы меня в обиду другим, и чтоб город поставить /592 об./ выше Нор Заисану озера, где сошлись два Иртыша, не умедлив, и чтоб не захватили китайского царя люди. А полон, и казну, и лошади — все отдает назад, и ныне збирают в одно место х контайше. И я сего не писать до вашей милости не смел, а до Тоболска едет посланник больше для того, просить, чтоб того посланца пропустили до царского величества. И как того посланца ис Тоболска до царского величества пропустят, чтоб ему с теми вестьми х контайше возвратитца, да и для того, чтоб осведомитца в Тоболску, сколько взято в полон денежной казны, и людей, и лошадей. И что всего. [251]

На подлинном письме написано: всепо[кор]ный вашего благородия слуга Иван Вельяминов-Зернов.

«721» году, марта, 20 дня. С подлинным читал Петр Баскаков.

На л. 591 об.: 1721-го июля в 14 день в Сенат подал Семеновского полку ундер-фендрик Василей Коренев.

На л. 592 и об.: С подлинным письмом свидетельствовал дьяк Григорей Горлов.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, 1712-1722, кн. 156, л. 592-592 об. Копия.


Комментарии

1. Черкасский Алексей Михайлович (1680-1742)-князь, видный государственный деятель. С 1719 по 1724 г. был сибирским губернатором, в 1740-1741 г. стал канцлером, президентом Коллегии иностранных дел (подробно см.: Терещенко А. Опыт обозрения жизни сановников. Ч. II, с. 49-60).

2. Речь идет о после хунтайджи Цэван-Рабдана к императору Петру I в 1721 г. Борокургане с предложениями о совместных военных действиях России и Джунгарского ханства против Пинской империи (см.: Гуревич Б. П. Международные отношения, с. 83-84). Ойратское посольство вместе с И. Д. Чередовым прибыло в Тобольск 4 мая 1721 г. и 2 июня было отправлено в Санкт-Петербург.

3. В письме к сибирскому губернатору М. П. Гагарину хунтайджи Цэван-Рабдан писал: «Которая ссора была и то б без войны посольством розыскать как преж сего живали калмыцкие тайши старым обыкновением в совете и в любви, которые великие и малые в военном деле против прежняго. Наипаче, чтоб друг за друга о г неприятелей стоять, а ныне в совете и в любви жить и ныне своим людем накрепко заказано; и ныне Великого Белого царя указ пришол, и я обрадовался: вверх по Иртышу силы пожаловать бы и о том донести, а ныне вы, что Великому Белому царю донести около дватцати тысяч войска в осенних последних месяцех, как бы к нам послать. Поускорить, чтобы прислать то бы хорошо туды и сюды» (ЦГАДА, ф. 248. Сенат, 1721-1755, д. 56, л. 22).

8 мая 1721 г. ойратский посол, принятый губернатором А. М. Черкасским, заявил: «1. Контайша, услышав его царского величества указ, что ево, контайшу, воевать не велено, чему он зело обрадовался, и желает быть во охранении его величества и служить ему так, как и Аюка-хан, и чтоб царское величество для охранения ево, контайши, от китайцов дал войско своего дватцать тысяч и чтобы оное войско поспешило к осени и для того к его величеству послал посланца, чтоб ево пропустить.

2. Которую учинили противность контайшины люди, и побрали казну в людей (во время осады Ямышевской крепости. — Ред.), в том контайша исправляется и велел всю казну и людей и прочее сыскывать и многое уж при Чередове сыскано и достальное сыскивают, а что сыщется, немедленно вышлет, а здесь чтоб повелено было справитца, что чего взято, и о том им, посланцам, дано б было известие.

В ответ на 1. Царское величество никогда ево, контайшу, воевать не хотел, и указу ево такова не бывало, и ево, контайшу, от милостивого своего призрения не отринет и посланцу отправление будет немедленно к царскому величеству, а войска по ево требованию без указу царского величества из сибирских городов отправить невозможно для того, что хотя в сибирских городех всяких служилых людей довольное число есть, однако оные потребны для охранения оных городов от других народов, также и в настоящей сей швецкой войне армейские полки потребны его величеству, однакож о том чрез нарочно посланного его величеству донесено будет, может царское величество показать ему милость таким образом, каким он за благо изобретет к лутчей пользе, а какая отповедь учинена будет, о том чрез нарочного посланного учинено будет контайше известие.

В ответ на 2. Оное все царское величество милостиво приемлет, и чтоб оное немедленно в действо произведено было, а по справе дано будет известие, что взято казны и люден.

3. Контайша просит, чтоб повелено было взятое от контайши русскими людми сыскать и возвратить и тому взятому подали роспись.

Ответ. Роспись повелено будет перевесть, и по той росписи будет сыскать, как возможно, и что сыщется немедленно указом царского величества возвращено будет.

4. Ясашные люди, которые платили ясак контайше и царскому величеству, а ныне контайше не платят, чтоб повелено было по-прежнему платить.

Ответ. Повелено будет в канцелярии справитца, и о том учинена будет отповедь.

5. Еще подтверждал, чтоб содержать обеих сторон людем согласие, как бывало прежде, и о том бы указ сказать руским людем всем, а контайша всем своим людем учинил крепкой закас, чтоб отнюдь людей руским людем никакой противности и обиды не чинили.

Ответ. Оное все приемлется за благо и указом царского величества руским людем будет определено, чтоб контайшиным людем обиды никакой не чинили, что царское величество никогда намерения не имел войною раззорять людей ево, в показании того, ежели им надобно, даст свободной указ торговым людем, чтоб по-прежнему свободной торг с ево людьми имели у Ямышева, а которыя не исторгуются тут, чтоб по прежнему обычаю имели свободной проезд до городов контайшиных, куда хотят торговать и они б так же б своим людем объявили, которым дан будет свободной приезд до Ямышева озера, а которые не исторгуютца, тем дан будет свободной проезд до сибирских городов кула похотят.

На то посланцы ответствовали:

Контайша и весь их народ тому зело рады, чтоб по-прежнему свободной проезд был на обе стороны.

На то им ответствовано.

Оное, по их желанию, сибирским купцам объявлено будет, однако же за поздным временем ныне собратца не могут, понеже товаров приготовить в скорости невозможно, а оной торг по прежнему обычаю действо свое воспримет в будущем году. А ныне, ежели некоторые немногие ис купцов похотят ехать с легким товаром, те отпущены будут с тем посланцом, которой ныне возвратится к контайше.

А в посланном листе об отправлении посланца х контайше писано:

Посланной от вас лист здесь благоприятно принят, и согласие между людьми царского величества и вашими, как прежде было, так и ныне продолжатся нерушимо.

А по прошению посла вашего людем царского величества подтверждено, чтоб обид и ссор не чинили, также и с стороны вашей надлежит подтвердить, чтоб ваши люди к стороне царского величества противностей не чинили, а по желанию вашему о свободном проезде купецким людем в сибирских городех объявлено, чтоб свободной торг имели в ваших городах, а которые ваши похотят торговать к Ямышеву и в Тоболеск, и тем свободной проезд дан будет, взятая казна и люди, также и торговые люди с товары задержаные, чтоб сысканы и отданы были, как о том в вашем писме объявлено, а что взято, о том посланцу дано известие. А по росписи, которую подали посланцы, посланы указы во все городы, и что где сыскано будет, то возвращено будет. При сем посылаю в подарок десять аршин сукна красного доброго.

А ныне отсюда поехал купецкой человек Никифор Груздев с товары с присланным от вас посланцом, того ради просим о пропуске ево и с товарами до нашей столицы и назад до сибирских городов его царского величества. И в продаже товаров ему учинить вспоможение по старому обыкновению» (ЦГАДА, ф. 248. Сенат, кн. 56, 1721-1755, л. 11 об.-13 об.).