№ 95

1719 г. июня 28. — Наказная память казачьему голове И. Д. Чередову, посланному майором И. М. Лихаревым к хунтайджи Цэван-Рабдану для разъяснения целей русских экспедиций в верховьях Иртыша

Лета 1719-го июня в 28 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по приказу лейб-гвардии господина маэора Ивана Михайловича Лихарева велено мне, казачьему голове Ивану Дмитриеву сыну Чередову, ехать ис Тоболска в калмыцкие улусы х конташе 1 , /л. 2 об./ а что мне велено чинить, о том при сем предложены пункты.

1. Как прибуду к его конташиным улусом, то недоехав ей о улусов послать напред себя толмача с ведомостью и велено сказать ему, что по указу великого государя его царского пресветлого величества лейб-гвардии господин маэор Иван Михайлович Лихарев прислал к нему, контайше, меня ис Тоболска с листом и чтоб он, контайша, приказал мне, где его, контайшу видить.

2. И как он, контайша, велит мне, где себя видеть, то говорить великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель обладатель, его царского пресветлого величества лейб-гвардии господин маэор [247] /л. 3/ Иван Михайлович Лихарев прислал меня к нему, контайше, с листом и тот лист ему подать.

3. А ежели контайша спросит о царском величестве великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца о здравии его государеве или в которой ныне изволит быть в войне его царское величество.

4. И мне велено смотреть того, чтоб он о царском величестве спрашивал и говорил с вежеством и без шапки и не сидя.

5. Буде о его царском величестве он, контайша, спрашивать меня будет сидя или в шапке, и мне говорить, что о имене его царского величества не подлежит спрашивать /л. 3 об./ просто, чтоб он, контайша, говорил со мною о иных делех, а о сем великом лице просто говорить не надлежит, сидя или в шапке.

6. Буде же о его царском величестве он, контайша, будет спрашивать по достоинству, вставши и шапку сняв, и мне говорить о его царском величестве ему, контайше.

7. Божиею милостию великий государь наш царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств и земель обладатель ныне во всяком добром здравии пребывает, по изволению своему государеву в военном далном походе в Швецком государстве в Померании близ швецкой столицы города Стекольны 2 , тамо со всеми государевыми воиски ныне изволит быть.

/л. 4/ 8. Потом говорить, чтоб против писанных дел велеть ему ответ дать или писать в Тоболеск к его царского пресветлого величества лейб-гвардии господину маеору Ивану Михайловичю Лихареву.

9. В листе к нему, контайше, в статьях писано.

10. В минувшем 714 году по указу великого государя царя к великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца послан был для строения городов по реке Иртышу подполковник Иван Букольц и как ему против указу великого государя наряжена та посылка и от тебя, контайши, были присланы в Тобольск посланники заисан Эрке Тосурха Гейдук Дундуков, и о той посылке тем посланником сказали, что те люди, подполковник Букольц /л. 4 об./ посылаетца со служилыми людьми не для военного дела, но точию для дела городов против указу великого государя.

11. И в прошлом 716 по указу великого государя тот подполковник Букольц зделал город близ Ямышева озера над Иртышем-рекою и был он со служилыми людьми в том Ямышевском городе и из ближних городов, с Тары и ис Томска ехали в тот город с запасы тем служилым людем, которые в том Ямышевском городе были, и в то время из твоего владения калмыцкой засан Чирин Дундук 3 , [248] собравшеся со многими людьми, учинил царского величества людем многое убивство и многих людей в полон побрал, також и казну великого государя, которая везена для торгу и для дачи служивым людем, тое всю взял, и от Ямышевского города лошадей всех, отогнал, о чем его царского /л. 5 / пресветлого величества ближней боярин и Сибирского царства губернатор князь Матвей Петрович Гагарин, против указу великого государя не хотя великой ссоры, послал к тебе прежде сего сына боярского Алексея Маремьянинова с таковым письмом, чтоб того зайсана вы велели смирить и дать на него управу, також и людей его царского величества, которых он на дороге и под Ямышевым побрал, також и казну его великого государя, которую взяли, отдать. И тот сын боярской з двумя человеки татары в Тобольск и по се число не бывал, и никакие об нем вести нет.

12. А в прошлом 717-м году ближней боярин и Сибирского царства губернатор князь Матвей Петрович Гагарин, получа великого нашего государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к тебе, контайше, /л. 5 об./ грамоту, которая послана к тебе из его государева походу в прошлом 715-м году из Амстердама, и тое великого государя грамоту в прошлом 717-м году послал к тебе, контайше 4 , також и от себя он, ближней боярин и Сибирского царства губернатор князь Матвей Петрович Гагарин, к тебе, контайше, о вышеозначенных от вас обидах, послал лист з дворянином Григорьем Вильяиовым 5 .

13. И вы, контайша, от посланного к вам дворянина Григорья Вильянова великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца грамоту, такожде и от губернатора лист получа, на оного зайсана и обороны не учинили, и взятого полону, и запасов, и денежной казны не отдали и ни в чем никакого разсуждения и отповеди не учинили.

/л. 6/ 14. Да в прошлом 716-м году приезжали из-за Оби реки ваши калмыки в Кузнецкой уезд на Чюмлеш и многие деревни пожгли. А в Шташтемских государевых ясашных волостях в юртах пожитки все побрали да пятдесят три лошади отогнали. Да у ясашного татарина Кебегеша Албычекова улус княжец Капчабадоев с калмыки шесть юрт раззорили, а их, ясашных иноземцов, з женами и з детьми и со всяким скотом взяли и везли их от юрт полднища и, не доехав Чюмыша-реки, отпустили, а скота и пожитков им не отдали. Да того ж году вышеозначенной волости татарина Анышея Эльзбалышева подданные ваши калмыки взяли семь лошадей и пожитки ево все побрали.

15. Да в нынешнем 719-м году близ Семиполатной крепости его царского пресветлого величества служилых людей, салдат ваши ж /л. 6 об./ калмыки взяли в полон восемь человек, [249] при том взятье убит от ваших калмыков салдат, один человек.

16. А ныне по имянному его царского величества указу для прииску серебреных и медных и золотых руд и для умножения с вами торгов велено ему, лейб-гвардии господину маеору Ивану Михайловичю Лихареву, зделать по Иртышу реке городы, а ваши улусы воевать не велено, и которые твои подданные живут на государевых землях, его царское величество ссылать не указал, а велено с твоими подданными жить г любве и в совете и меж себя торги иметь, как и преж сего бывали, но и наипаче умножить.

17. А естли от кого, людей царского величества, какая произойдет ссора за что с людьми твоими, чтоб про то розыскивать пересылками, /л. 7/ а чтобы ссоры отнюдь ни за что не чинить, и о том ныне его царского пресветлого величества людем от него, лейб-гвардии господина маэора Ивана Михайловича Лихарева заказано.

18. Також, дабы и от вас был людем своим заказ, чтоб царского величества с посланными людьми не ссорились.

19. Иных никаких слов, будучи мне в той посылке кроме вышеписанного ответствования не говорить, но точию на написанное в листу просить ответствования.

20. А по прибытию моему в ево контайшино кочевье, где он, контайша, сам кочюет, буде скажут ево калмыки, что он, контайша где в отлучке, а велят подданные /л. 7 об./ ево калмыки мне тот лист подать кому иному, и мне, не подав листа, спрашивать тех ево подданных, где контайша в отлучке и сколь далеко разстояния и говорить им, чтоб мне видеть самово контайшу.

21. Буде ж ево коптайшины подданные скажут, что контайша в далном растоянии и к нему, контайше, не повезут, а листа будут просить поневоле, чтоб подал без контайши кому они повелят, то мне тот лист подать тому, кому тот велят подать калмыки, однако ж через переводчика ведать, кому лист подан будет и зачем меня х контайше они, калмыки, не везут и на написанная в листу просить у оного командира обо всем подлинного ответствования.

/л. 8/ 22. А которые будут при нем служилые и всяких чинов руские люди в дороге у контайша в Урге, и мне смотреть над ними, чтоб они никакова дурна и непостоянства и бесчестия не чинили и во всяких ссорах меж ими росправа всякая чинить против указу в правду и винным чинить наказание против указу великого государя за малые вины бить батоги, за болшие — снем рубашку плетми, а за смертные вины, за измену и за убивство — казнить смертию.

23. И как с Тары поеду и х контайше приеду, и в которых месяцех контайше лист подам, и что у него, контайши, по наказу о вышеписанном ответствоаание будет, или какие ведомости по проведыванию моему объявятца, и которого [250] числа от контайши и от других в пути том командующих отпущен буду с тово времяни, как поеду /л. 8 об./ с Тары, також, как изволит бог и приеду оттуды по возвращении на Тару, о поезде своем и о всяких случаях, какие будут случаи и слова от коктайши и от подданных ево в Урге и во всем пути слышать и писать о всем подлинно порознь в статейной список, и тот статейной свой список за своею рукою, приехав в Тоболеск, по тать в канцелярии его царского пресветлого величества лейб-гвардии господину маэору Ивану Михайловичю Лихареву.

ЦГАДА, ф. 113/1. Зюнгорскне дела, 1719, № 1, л. 2-8 об. Список.


Комментарии

1. О посольстве И. Д. Чередова к хунтайджи Цэван-Рабдану в 1719-1720 г. имеются сведения в ЦГАДА (ф. 248. Сенат, 1712-1722, кн. 156, л. 603-617).

2. Т. е. Стокгольм.

3. Правильно Цэрен-Дундук, владетельный джунгарский тайджи, брат хунтайджи Галдан-Цэрена. Он дважды водил войска в Восточный Туркестан: первый раз в 1697 г., второй — в 1713 г.

4. См. док. № 90.

5. Григорий Вильянов, отправленный в Джунгарию с грамотой Петра I на имя хунтайджи Цэван-Рабдана (см. док. № 90) и письмом М. П. Гагарина тому же адресату, прибыл в ставку ойратского правителя (см. примеч. 1 к док. № 90). Однако раздраженный появлением русских отрядов в бассейне верхнего Иртыша Цэван-Рабдан приказал заключить Г. Вильянова под стражу и отпустил его лишь весной 1718 г. (см.: Златкин И. Я. История Джунгарского ханства, с. 228).