№ 85

1715 г. февраля 27. — Письмо сибирского губернатора М. П. Гагарина хунтайджи Цэван-Рабдану в связи с его претензиями на приграничные районы Южной Сибири

Список с листа каков послан к контайше Эрденю Журыхте.

Божиею милостию, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великий и Малыя и Белыя России самодержец (По полному титулу), его царского пресветлого величества тоболской и всеа Сибири губернатор князь Матвей Петрович Гагарин, калмыцкому Ерденю Журыхте контайше. В минувшем 1714, октября в день (День не указан), посланный к тебе в Ургу [233] царского величества люди, Иван Чередов 1 , возвратился и привез посланной с ним от вас лист таков, и посланные от тебя Журыхту контайши два листа, а в них писано:

Барабинцы де шапки носят с залами 2 искони вечно люди ево и улусы удалели, и для того Тарской город в близости, и ссоры чинят тарския [люди], ясак берут. А которой город на реке Катун был построен, и та де земля ево 3 . И о том бы контайша велел осведомитца, что та земля на Бии, и Катуне, где был построен город, его царского величества, и те земли Сибирские, а не твои контайшины /л. 204/ потому что сибирские реки, Обь и Енисей и Лена, искони сибирские, и от устья, где впали в Северное море и до гор, из которых те реки потекли. Також которые реки впали в них, то те земли, откуда потекли те реки, земля царского величества, о том и самому Эрдени Журыкту контайше ведомо. Кочюют на тех землях и посторонние люди, но обиды его царское величество таким чинить не велит, для того, что в тех местех пустота и поселения не было. А искони сибирские земли граничат от устья тех рек, где впали в море, и до вершин, откуду из которых гор потекли, також и в те реки, которые впали реки також до вершин их сибирская земля, и барабинцы и курсаки всякие люди его царского величества, и о том требует самые правды, о чем контайша сам сведом. В третьем поданом листу о договоре торгу и пошлины брать, как водитца, в сибирских городех торговых бухарцов пускать без задержки, и которые русские похотят для торгу и с товарищами Федор Трушников до Силима 4 без задержки будет отпущен; также и торговые люди, кто куды похотит и с какими людми, и о том в Тарской, в Кузнецкой, в Красноярской и во все городы указы посланы, дабы бухарцов, калмык, везде с торгами пропускали, и купить что похотят, кроме однех соболей да лисиц черных, возбранения бы не чинили и ссор со стороны его царского величества, великого нашего государя, отнюдь никому чинить не велено и чинить не будет, ссоры и обиды никто бухарцом и калмыкам чинить не будет: а чтобы из стороны калмыцкого Эрдени /л. 204 об./ Журыхту контайши також никаких ссор не чинили же. А естьли от каких воровских людей произойдет и ссора какая, то о том бы писали в тое сторону, откуду произойдет ссора и тоге ради чинить пересылки. Из Москвы, 1715, февраля 27 дня.

Се писал вашему превосходительству всякаго добра желатель, губернатор Сибири князь Матвей Петрович Гагарин.

Таков лист отдан на посольстве в большой канцелярии контайшиным калмыком июля 7 дня, 715 года.

ЛО ААН, ф. 21, оп. 4, кн. 14, л. 203 об. — 204 об. Копия.

Опубл.: Памятники сибирской истории XVIII века. Кн. 2, №22, с 66-68.


Комментарии

1. Тобольский сын боярский Иван Дмитриевич Чередов, позже казачий голова, неоднократно привлекался сибирскими властями для выполнения дипломатических поручений в Джунгарии (см. док. № 95). Первый раз с письмом сибирского губернатора М. П. Гагарина он ездил к джунгарскому правителю Цэван-Рабдану в 1713-1714 гг. Сибирский губернатор потребовал от хунтайджи прекращения сбора дани (албана) с коренного населения Западной Сибири и наказания джунгар, разоривших русские остроги на Алтае.

2. Цэван-Рабдан хотел подчеркнуть этническую близость ойратов и барабинских татар: характерной деталью ойратского, а затем и калмыцкого костюма была шапочка с красной кистью — улан зала. Так, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции калмыки часто называли себя «улан залата хальмг» — «краснокистные» (см.: Очерки истории Калмыцкой АССР, с. 60).

3. Цэван-Рабдан говорит о постройке сибирскими властями на р. Бие в 1709 г. Бикатунской крепости.

4. Речь, вероятно, идет о городе Синине (о путешествии Ф. Трушникова см.: РКО в XVIII в. Т. 1, с. 162-163).