№ 77

1694 г. ноября 28. — Допросные речи посла хана Тауке батыра Тайкомура Култабая Аталыкова в Тобольской приказной избе, предложившего русскому правительству обменяться посольствами и сообщившего о намерении хана начать войну с Галданом Бошокту-ханом

7202-го ноября в 28 день приехал в Тоболеск через Адбашской острог посланец Тайкомур Култабай Аталыков. И по приказу ближнего стольника и воевод[ы] Андрея Федоровича Нарышкина с товарыщи велено тобольскому литовского и новокрещаного списку и конных казаков Борису Ивановичу Струнину допросить: которого от владельца и для чего [в] царского величества отчину в Сибирь в Тоболеск приехал. И посланец Тайкому[р] Култабай Аталыков сказал: владельца-де он Тевки-хана, и Тевки-хан де прислал ево к великим государем к их царскому пресветлому величеству с листом и с подарки; а подарков — дна бобра и лист де за ево Тевкихановою печатью, и тот де лист велено ему подать и дары объявить в Тобольску в приказной полате на посольстве. Да и сверх де того листа есть с ним от Тевки-хаиа словесный приказ, чтоб в Тобольску посланцев ево не задерживать, а ему, Тевки-хану, также государских послов у себя не задерживать же, и чтоб великие государи указали мурзу Кильдея отдать ему, Тевки-хану. А Андрей де Неприпасов не отпущен по челобитью мурзы Кильдея сродичев ево Туркаби с товарыщи, и чтоб его, Андрея, на дороге воровские воинские люди не побили, и затем бы впредь в Тобольску мурзе Кильдею задержки не было. И как де отпущен будет мурза Кильдей к Тевки-хану, и Андрей де Неприпасов от Тевки-хана с послами и купецкими людьми отпущен будет в Тоболеск тотчас. /л. 111/ Да посланец же Тайкомур по ведомости ог Тевки-хана сказал: ходили де под государские слободы войною подданной ево Тевки-ханов Казу-султан с воровскими воинскими людьми без ево ведома, а люден с ним было сот с восемь, а Тевки-хана де в то время, как Казусултан ходил под слободы, в городе не было, збирался он, Тевки-хан [221] в своих улусах итти войною на калмыцкого Бушугту-хана. А как де Казу-султан пришел к нему, Тевки-хану, близ города ево дни за три, и он де, Тевки-хан, послал к нему людей и велел говорить, для чего де ты ходил под государские слободы без ведома ево, Тевки-хана, войною, и Казу де-султан ему, Тевки-хану, учинился ослушен, и Тевки-хан де Казу-султана велел от своих городов отбить. А как де он, посланец, отпущен от Тевки-хана из города Тургустана, ехал до Тобольска пятьдесят пять дней, никаких воинских людей не видал. Да с ним же приехал ис Тургустана-города Казачьи орды торговой Ялсеитко Шукуров.

А по осмотру у посланца два тюка, у Алсеитка Шугурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми.

А у сих допросных речей толмачил городовой толмач Богдашко.

ЛО ААН, ф. 21, оп. 4, кн. 14, л. 110 об. — 111. Копия.

Опубл.: Известия АН СССР, 1936, № 3, с. 527; КРО в XVI-XVIII вв., № 13, с. 15-16.