№ 75

1694 г. сентябрь. — Лист джунгарского хана Цэван-Рабдана царям Ивану и Петру Алексеевичам с просьбой прислать ему жалованье

Перевод с листа Черных Калмык Чаган Арептара тайши 1 , Сенгина сына, Бошокты хана племянника, присланного с посланцы ево 203-го году сентября в ... день. (День не назван; далее перевод другим почерком с пометами тем же почерком, что и заголовок к письму)

Чаган Араптан племянника Бошохты хана лист Великим Белым царем послал подлинно.

Я здесь здоров, тамо Белые цари здравствуйте. Изстари к нам ваши государские грамоты и жалованье присылано бывало, и то де известно обо всем, сколько чего бывало вам, великим государем, а ныне де против прежняго ни грамоты (Исправлено: «из письма»), ни жалованья в присылке не бывало. И мы то мыслим себе, а чем пожалуете, в том вы, великие государи, вольны. Из Сибири и ис Тобольска к Москве дальней переезд, и от того дальнего розстояния ис Москвы через Себирь к нам езда была дальняя и мешкота от воинских воровских людей. И для того я с улусами своими прикочевал и ныне кочюю около озера Соляного Кошовлукай 2 , а от Аюкиных 3 улусов меж ними езды пятнатцать дней. И буде подлинно с Аюкиными улусами кочевать, прислал ты бы добрых людей, а сверх того изоустной приказ.

Да в подарках послал одну лошадь. Посланник мой Кадан кашка, с ним пять ч[еловек].

А сей лист писан десятого месяца в добрый день.

В конце письма печать красная Чаган Араптана.

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1694, д. 1, л. 1. Перевод.


Комментарии

1. Цэван-Рабдан (Чеган Арептар, Араптор, Цэван-Арабдан, Цон Араптан, 1663-1727) — джунгарский хан, сын тайджи Сенге (см. примеч. 2 к док. № 25) и племянник Галдан-Бошокту-хана, его соперник В борьбе за власть в Джунгарии. Опасаясь своего дяди, он в начале 80-х годов бежал сначала на р. Каратал, а затем — в Восточный Туркестан. Во время похода Галдана в Халху Цэван-Рабдан возвратился в Джунгарию и в 1697 г. захватил власть в ханстве. Проводил активную внешнюю политику. Неоднократно вел войны с казахами, в 1716 г. овладел Тибетом, но потерпел поражение от цинских войск. Его взаимоотношения с Россией были сложными: мирные контакты сменялись столкновениями из-за сбора ясака с порубежного населения и т. д. (Его родословную и биографию см.: Паллас П. С. Собрание исторических известий; Веселовский Н. И. Посольство к зюнгарскому хунтайджи Цэван-Рабтану; Eminent Chinese, vol. 2, с. 757-759; РМО. 1607-1636; с. 303; Мэнгу цзу лиши жэньу луньцзи, с. 213-230.)

2. Вероятно, речь идет об оз. Ямышевском.

3. Аюка (1646-1724) — хан волжских калмыков (с 1672 г.) Он был сыном торгоутского хана Пунцука (в русских грамотах Бунчук, Мончак) и дочери джунгарского хана Эрдени Батура-хунтайджи. Титул хана получил от далай-ламы в 1690 г. Русское правительство утвердило его ханом лишь в 1712 г. За годы правления Аюка значительно укрепил свою власть, расширил пределы ханства. Он неоднократно предпринимал военные походы против соседних народов, подчас вступал в конфликты с Москвой, поддерживал отношения с цинским Китаем и Тибетом. В годы правления Аюки калмыки принимали участие в войнах России с Турцией, Швецией, привлекались к охране южных рубежей Московского государства (о нем см.: Лыткин Г. С. Аюки, хан калмыцкой; Пальмов И. Н. Этюды по истории; Очерки истории Калмыцкой АССР; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе).