№ 62

1689 г. января 15. — Договор, заключенный послом Ф. А. Головиным с монгольскими тайджами об их подданстве России

Список со статей, каковы учинены при договорех великого и полномочного посла околничего и наместника брянского Федора Алексеевича Головина с товарищи с мунгалскими тайши Ирки Кантазиевым, Эрдений Батуром, Серензаб Бантухаем, Чин Ирдинеем Доржи, Ирки Ахаем, Ельден Ахаем в нынешнем во 197-м году генваря 15 дня.

Бога вседержителя в Троице Пресвятой славимаго милостию великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича... (Далее полный титул. По-видимому, список сделан не совсем точно, при издании в ПСЗ вносились исправления)

Их царского величества великие и полномочные послы, окольничей и наместник брянской Федор Алексеевич Головин с товарыщи учинил договор и постановление вечно нерушимые с мунгалским Ирки Кантазием и иными тайшами, которые писаны имяна выше сего, и которые по них над тем мунгалскими улусными людми владетели будут. Сего настоящего 7197 году, ноября 10 дня, присылали они тайши, великих государей, их царскаго величества к великим и полномочным послом, к окольничему и наместнику брянскому Федору Алексеевичю Головину с товарыщи посланцов своих Уи зайсана, с которыми в листу своем писал, чтоб великие государи /л. 2/ их царского величества, пожаловали, указали б их принять под свою царскаго величества высокосамодержавную руку со всеми при нем будущими улусными людьми, а они тайши служить им, царскому величеству обещаются верно, безо всякие измены, а чтоб кочевать им тайшам и с улусными своими людьми, близ городов их царского величества Селенгинска, по обе стороны реки Селенги, и никаких бы им тайшам и улусным их людем от подданных их царского величества, каких либо ни есть, народов обид не было. И по указу великих государей, их царского величества, великие и полномочные послы, окольничей и намесняк брянской Федор Алексеевич Головин с товарыщи, по тому еву Ирки Кантазия и иных тайшей прошению под самодержавную их царского величества высокую руку в вечное подданство со всеми ево зайсаны и улусными людьми на сих нижеимянованных статьях приняли.

1. Быти им, тайшам Ирки Кантазию, Ердени Батуру, /л. 2 об./ Серензаб Бантухаю, Чип Ердени Доржи, Ирки Ахаю, Элден Ахаю в вечном подданстве, и со всеми зайсаны и улусными [184] их людьми, и по их, которые наступять потомки их, под самодержавную их царского величества высокою рукою, твердо и непоколебимо без всякие измены и служити им, великим государем, их царскому величеству, со всякою верностию; и если куда повеление их царского величества будет противо каких либо ни есть наступающих народов на поданных их царского величества воинским способом, и им тайшам, противу того согласясь, с войски их царского величества самим ходить, и улусных своих людей посылать, как о том повеление будет великих государей, их царского величества, или о том пс которых украйных городов царского величества воеводы писати к ним будут; а великих государей, их царского величества милость от них, тайшей за верную их службу отъемлена никогда не будет, и на наступающих на них каких владельцов воинским способом ратным своим людем оборону чинити повелят.

2. Естли прилучится быть подъемом когда, для каких надлежащих нужных дел, ратным великих государей, их царского величества, людем в даурские /л. 3/ остроги, или в ыные места: и им, тайшам в том подъеме в подводах чинити вспоможение, как им будет возможно, и присылати в подводы лошадей и верблюдов, сколько мочно; а те подводы, которые возвратятца ис того походу живы, отсылатися будут к ним, тайшам по-прежнему.

3. К подданным их царского величества, которые будут кочевать близ ево кочевных людей, обид и налог отнюдь никаких не чинити, и конных табунов и никакого рогатого скота не отгонять, и о том в улусех своих учинить заказ крепкой. А буде кто из их улусных людей учинит какое воровство, и отгоны конных или иных каких табунов у руских людей, или у ясачных иноземцов: и таковаго вора, сыскав, им, тайшам чинить над ним наказанье по своим правам, и доправить на нем, сверх тех отгонных лошадей, за всякую лошадь по три лошади, и отдавать тому, у кого те лошади отогнаны будут; а с стороны великих государей, их царского величества, улусным их людем учинено будет такожде.

4. А буле кто из улусных их людей учинит над рускими великих государей людьми, или /л. 3 об./ над ясашными иноземцы смертное убивство, и таковых вора и с единомышленники ево казнить смертью: а с стороны великих государей, их царского величества, учинено будет противу того такожде.

5. В православную христианскую веру улусных их людей, также и самих их тайшей и зайсанов неволею не крестить и не принуждать; и улусных их людей у них, тайшей в ясачной платеж к великим государем не отнимать. А буде кто из ево улусных людей будет бегать в украйнные городы царского величества, и таких беглецов отдавать им, тайшам по прежнему, а им, тайшам учинить в улусех своих заказ крепкой, если кто ис стороны их царского величества ясачные или [185] неясачные иноземцы своровав что, уйдет к ево улусным людем, и таких людей сыскивая, им тайшам безо всякого задержания отсылать в украйнные городы их царского величества тотчас; а буде кто таковаго беглеца у себя утаит, и такому вору учинить казнь жестокую по своим правам.

/л. 4/ 6. В нынешнюю будущую войну с мунгальскими владельцы, которую всчал мунгалской Батур контайша с иными тайшами, без всякия к тому причины с стороны великих государей, их царского величества, и которые завоеванные мунгальские их улусные люди, а иные и добровольно, ища милости великих государей, пришли под самодержавную их царского величества высокую руку в ясашной платеж им и прежде сего по се число, такожде и о брацких людех и о тунгусах, о которых они, тайши прежде сего многожды в прошении своем упоминались, никогда им тайшам об них у великих государей, их царского величества, милости не просити, и о том не упоминатися, и обид им и налогов, воспоминая их будущее подданство в своих улусех не чинити.

7. Прежде бывшаго им, тайшам, кутухту и хана своего Очироя 1 и иных мунгальских владельцов и никоторых государств ни в чем не слушать, и никаких ссылок, без ведома их царского величества, которые по их царского величества указу будут в Нерчинском и в Селенгинском воеводы, не чинити и никакова согласия ни к чему либо и несть споможения не делати; а для каких дел и случитца им с кутухтою своим Чеченом и с ханом, или с иными мунгальскими владельцы имети, о чем /л. 4 об./ ссылки, и о том присылати спрашиватися в Селенгинской или в иные украйные их царского величества городы к воеводам; такожде и если о чем к ним, тайшам хан и кутухта, или иные владельцы и пришлют посланцов своих, и им по тому ж о том, присылая людей своих, велеть объявлять и тех присланных и с каким делом подлинно их царского величества великим и полномочным послом, а в небытие послов вышеименованных городов воеводам.

8. Будучи им, тайшам в подданстве у великих государей их царского величества, призывати под самодержавную великих государей, их царского величества высокую руку иных мунгальских владельцов и милостию великих государей обнадеживать; а естль ли для каких дел будут к нему присылатися от великих и полномочных послов или из украйных городов для каких дел служилые люди: и таким людем чинить им, тайшам в подводах, и в кормех, и в провожатых довольство, и давая им отповедь о всем, отпускать их с честию.

9. Посланцов их вышеименованных тайш, по прошению их, к великим государям к Москве на весне отпустить.

/л. 5/ На сих вышеименованных статьях учинили они Ирки Кантазий и иные тайши во всякой верности, по своей вере [186] шерть и подписали, для подтверждения иных по них будущих тайшей сии статьи своею рукою.

Да сверх сих присланных статей к ним вышеписанным мумгальским тайшам от великаго и полномочнаго посла, окольничего и наместника брянского Федора Алексеевича Головина с товарыщи, будучи при договорех оне, тайши с Иваном Качэновым, по данному ему о том от великаго и полномочного посла окольничего и наместника брянского Федора Алексеевича Головина наказу, постановили и душам своим и подписанием рук своих с приложением печате крепили.

1). В казну великих государей в Селенгинской город давать им Ирки Кантазию, Ердени Батуру, Серензаб Бантухаю, Чин Ирдинию Доржи, Ирки Ахаю, Елдень Ахаю по вся годы с пяти кошсунов пятьдесят добрых лошадей, пятьдесят добрых быков, пятьдесят добрых баранов, а которой из них братей или племянников на которой год не дадут, или в дачю не достанет, взять на нем втрое, а с улусных их людей поголовного ясаку не имать, и своим /л. 5 об./ улусным людем по своим заповедем указ учинить им, тайшам.

2). А буде которые будут посланные для дел великих государей к ним, тайшам в мунгальские улусы посланцы, и буде кто тем посланцом учинит какое безчестие: и за то править на тех людех, которые то учинят, тому посланцу пять верблюдов, десять лошадей, десять быков, дватцать баранов.

3). Толмачю за бесчестье доправя отдавать два верблюда, пять лошадей, пять быков, десять баранов.

4). Естьли какое бесчестие учинят служилому человеку; три лошади, три быка, пять баранов; а буде хто того посланного обесчестит, и зашибет рукою или деревом, и за такое бесчестие править вдвое против вышеписанного.

5). А буде кто убьет кого без всякие причины до смерти, и сыщется про то до прямо, то того убийцу и тех, которые с ним вместе у того убивства были, казнить всех смертью на обе стороны при присланных послах, кто для того прислан будет.

/л. 6/ 6). А буде кто из них, тайшей или из зайсанов, умысля зло или улусные их люди похотят изменить, ис под самодержавные их, великих государей руки отойти, а про такое ево злое начинание и умысл уведает иной тайша, или с стороны царского величества ясачные иноземцы, братцкие и иных родов; и таковаго вора им, тайшам, естли оне уведают, всего ево розграбя и отняв жен и детей, самого отдать в украйные городы, куда ближе в сторону царского величества к воеводам имянно, а в городех им чинить таким указ по руским правам.

7). А буде сверх сих уставленных статей, естьли кто из ясачных иноземцов, с которые стороны побежит в ыные [187] улусы. и таких беглецов на обе стороны отдавать без задержания; а естли в другой ряд тот же человек учнет бегать, и таковаго беглеца поймав, и переломить ему рука да нога, и отдать со всем по прежнему, откуда он бежал.

Подлинные списки за рукою по листом окольничего и наместника брянского Федора Алексеевича Головина в Селенгинску.

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1690, д. 10, л. 1-6. Список XVIII в.

Опубл.: ПСЗ. Т. III, № 1329, с. 3-6.


Комментарии

1. Очирой Саин-хан (Тушету-хан Чихунь-Доржи) был одним из главных организаторов и руководителей вторжений северомонгольских феодалов в пределы Восточной Сибири.