№ 57

1685 г. декабрь *. — Выпись о приеме в 1679 г. посла Алтын-хана Лубсана-хунтайджи Баадари тархана-Бакши, подтвердившего дружественное отношение своего правителя к русским властям 1

(* Документ датирован по сказке Н. Спафария (ЦГАДА, ф. 62. Сношения России с Китаем, кн. 9, л. 43 об. — 44))

Во 188-м году блаженные памяти к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю (В тексте описка, следует читать Федор Алексеевич, т к. Алексей Михайлович умер в 1676 г) всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу присылал мугальской Лоджан хан послов своих тархана Бакшу с товарыщи.

А в листу своем к великому государю, к его царскому величеству писал, как де отец ево, Алтын, и он, Лоджан хан, предком их великим государем и его царскому величеству служили верою и правдою, по тому ж и ныне его ж царскому величеству служить и против неприятелей его царского величества, где его царского величества повеление будет стоять обещается.

/л. 3/ А великого государя в грамоте к нему, хану, с теми ж послы ево писано, что великий государь его царское [179] величество за его, ханову, к нему, великому государю, к его царскому величеству службу и радение и что он, хан, его государской милости поискал и учинился у него, царского величества, в подданстве, жалует милостиво похваляет и чтоб он, Лоджан хан, видя к себе его царского величества милость и жалованье, ему, великому государю его царскому величеству и его царского величества наследником и по своему верному подданству и обещанию служил и всякого добра хотел и против неприятелей, где его царского величества повеление будет, стоял и поиск чинил. А великий государь его царское величество ево, Лоджана хана, со всею Мугальскою землею учнет держать в своем царского величества милостивом жалованье и призренье 2 .

А переводчик Николай Спофарий 3 сказал: /л. 4/ Очирой де Саин хан кочюет за Селенгинским острогом в пяти или в шти днях и больши, а иное и болше и менши по розным рекам, которыя впали в Селенгу реку и имеет рубеж с китайским ханом, а сколько ево ханово владение пространство, того он, Николай, не ведает для того, что он и кочюет в степи по розным местом. А слышал де он, Николай, будучи в Селенгинском, что у него в зборе войска евонного больши двухсот тысяч. А в совете он ныне с китайским ханом или не в совете, того он не ведает, только при нем слух был, что он завидует богдохскому хану для того, что он породою выше богдогского хана, а богдыхан де менши 4 , потому что нынешнего бугдахана тем Китайским государством завладел дед ево тому лет с пятдесят. И окольничему де Федору Алексеевичю Головину 5 из Селенгинского острогу с Очирой Саин ханом обо всяких делех ссылатись возможно.

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1680, д. 1, л. 2-4. Подлинник.


Комментарии

1. Посольство 1679 г., отправленное Алтын-ханом Лубсаном-хунтайджи в Москву, оказалось последним. Посол Тархан-Бакши был принят в Посольском приказе, в делах которого сохранилась царская грамота, так и не отправленная Алтын-хану (Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения, с. 103). После этого сношения между Россией и государством Алтын-ханов прекратились.

2. В грамоте царя Федора Алексеевича Алтын-хану Лубсану говорилось: «От великаго государя царя и великого князя Феодора Алексеевича... мунгальскому Лоджану-хану с братьями, и с детьми, и с племянники наше царскаго величества милостивое слово. В нынешнем во 188-м году к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, ты, Лоджан-хан, присылал послов своих Тархана Бакшу с товарищи, а в листу своем к нам, великому государю, с ними писал: что отец твой Алтын и ты, Лоджан-хан, деду нашему государеву, блаженныя памяти, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу, всея великия России самодержцу, так же и отцу нашему государеву, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, служили верою и правдою, а ныне нам, великому государю, нашему царскому величеству, потому ж служить и против неприятелей нашего царскаго величества, где нашего царскаго величества повеление будет, стоять обещаетесь. И мы, великий государь, наше царское величество за твою к нам, великому государю, к нашему царскому величеству службу и раденье, и что и ныне ты нашей государской милости поискал и учинился у нас, великого государя, у нашего царскаго величества в подданстве, также как и у предков наших государских отец твой был в подданстве, жалуем, милостиво похваляем и послали к тебе нашего великаго государя жалованье: две половины сукна аглицкаго добраго, четыре портища камки, портище отласу добраго и прежнее наше ж царскаго величества жалованье, что послано было к тебе с посланцы твоими, а задержано в Томску, указали мы, великий государь, послать к тебе ж в улусы. А о которых делех к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, ты, Лоджан хан, писал с вышепомянутыми своими послы и бил челом, и о тех о всех делах наш царскаго величества указ послан в Сибирь в Тобольск к стольнику нашему и воеводам к Алексею Семеновичу Шеину с товарищи, и тебе б Лоджану-хану, видя к себе нашу царскаго величества милость и жалованье, нам, великому государю, нашему царскому величеству и нашим царскаго величества наследникам, по своему верному подданству и обещанию служить и всякаго добра хотеть, и против неприятелей наших, где наше царскаго величества повеление будет, стояти, и поиск чинити, так как и отец твой, Алтын-хан, служил нашим царскаго величества предкам. А мы, великий государь, наше царское величество, тебя, Лоджана хана, со всею мунгальскою землею учнем держать в нашем царскаго величества милостивом жалованье и призрение, и служба твоя у нас, великаго государя, забвенна не будет. А послов твоих мы, великий государь, наше царское величество, пожаловав нашим царскаго величества жалованьем, велели отпустить к тебе, Лоджану хану, не задержав» (ПСЗ. Т. 2, № 800, л. 236-237).

3. Спафарий (Милеску) Николай Гаврилович (1636-1708)-известный российский дипломат, ученый, был переводчиком Посольского приказа, в 1675-1678 гг. возглавлял русское посольство в Цинскую империю (подробно см.: Мясников В. С., Тарасов В. Н. Труды и дни Николая Спафария).

4. Тушету-ханы вели свое происхождение от Чингисхана и поэтому считали себя родовитее маньчжурских императоров.

5. Головин Федор Алексеевич (1650-1706)-с 1685 г. окольничий, с 1692 г. боярин, возглавлял Посольский приказ с 1699 по 1706 г., граф, первый кавалер ордена Андрея Первозванного. В январе 1686 г. Ф. А. Головин был направлен послом в Даурию для урегулирования конфликта между Россией и Цинской империей, возникшего в связи с осадой цинскими войсками Албазина. В 1689 г. в качестве «великого и полномочного посла» участвовал в заключении русско-китайского Нерчинского договора 1689 г. (подробнее см.: Терещенко А. Опыт обозрения жизни сановников, ч. II, с. 180-221; Яковлева П. Т. Первый русско-китайский договор; РКО в XVII в. Т 2, с. 762-763; Мясников В. С. Империя Цин.