№ 52

1675 г. не ранее сентября 6 *. — Лист Тушету-хана Чихунь-Доржи русскому правительству с просьбой вернуть ясачных людей, перекочевавших в пределы России

(* Датировано по упоминанию числа в тексте и названию 7184 г. «нынешним»)

...А в переводе с листа мугалского Ачюрая 1 хана написано: К великому государю, к его царскому величеству послали з добрым здоровьем и з дарами милости просить: острог де на реке Селенге, с ними поблиску живут двух царей [165] люди смежно, и чтоб быть в любви и в совете меж собою, а их улусные ясашные люди живут поблиску великого государя городов, около Иркуцкого, и Нерчинского, и Ир...го (Обрыв текста) острогов. И в прошлых де [и в] нынешнем году в марте... (Обрыв текста) /л. 17/ рукою великого государя, а его великого государя жалованье к нему, хану, есть, и в листу великого государя к нему писано, что великий государь пожаловал, послов своих ему к Москве присылать указал, а от великого государя, от его царского величества, послы к нему 2 и в Китайское государство ходили, а ему ево государевых послов и торговых людей от себя до Китай провожать и беречь, из Китай назад до государевых городов до Селенгинского острогу по тому ж в целости допроваживать и чтоб великий государь пожаловал ево, хана, изволил прислать в свой государев Селенгинской город указ и велел сыскать всякой задор, и смуту, и людей ево ясачных погромленых, и беглецов ему отдать. А буде великий государь не пожалует, указу своего против челобитья ево не изволит учинить (Обрыв текста) пропущать и провожать не уметь (Обрыв текста)

Государь пожаловал, велел про то /л. 18/ ... (Обрыв текста) князю Алексею [Михайловичю всеа] Великия и Малыя и [Белыя] Росии самодержцу писали из Сибири ис Тоболска боярин и воеводы Петр Михайлович Салтыков с товарыщи, нынешняго де 184-го году сентября в 6 день писал к ним из Енисейского острогу столник и воевода Михайло Приклонской. В прошлом де в 183-м году приехали в Енисейской из Селенгинского острогу енисейские служилые люди Афоика Коренеев с товарыщи, а с ними приехали мугалские посланцы от Чюрая хана Кармабилюк, да кутухтин Маджи Талама, да брата ево Батура контайчи Гурюк, да подьячей, да с ними 5 человек кошеваров. И из Енисейска до Тоболска... (Обрыв текста) посланцов прислал он с теми ж... (Обрыв текста).

/л. 19/ Ачюрая хана... (Обрыв текста) чашка серебре... (Обрыв текста) кутухты... (Обрыв текста) ценинная... (Обрыв текста) 6 камок, барс.

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1675, д. 1, л. 16-19. Перевод. Без конца.


Комментарии

1. Имеется в виду Тушету-хан Чихунь-Доржи (см. примеч. 5 к док. № 36).

2. Первые непосредственные контакты между сибирскими властями и халхаскими феодалами были установлены в 1646 г., когда русские казаки во главе с К. Москвитиным побывали в кочевьях Турухая Табуна, главы табунгутов (о них см.: Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения, с. 61-65), а затем халхаского владельца Цецен-хана Шолоя (см. примеч. 4 к док. № 36). С постройкой в Южном Забайкалье ряда острогов, прежде всего Селенгинского (в 1666 г.) и Удинского, русско-халхаские связи активизировались, были налажены отношения с Чихунь-Доржи. Первое посольство в Москву было отправлено Тушету-ханом в 1672 г. (см.: Шастина Н. П. Русско-монгольские посольские отношения, с. 108-109).