№ 49

1672 г. июня 2 *. — Из отписки тобольского воеводы И. Б. Репнина в Сибирский приказ о прибытии послов от Галдана Бошокту-хана и о его притязаниях на сбор ясака с населения Южной Сибири, принявшего подданство России

(* Датируется по отметке о подаче)

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великий и Малыя и Белыя Росии самодержцу... (Опущены имена царевичей Федора, Ивана с их титулами) холопи ваши, Ивашко Репнин, Ивашко Щербатов, Мишка Чириков, Яшка Блудов челом бьют.

В нынешнем во 180-м году марта в 21 день писал к нам, холопем вашим, в Тоболеск с Красносо Яру воевода Алексей Сумороков, что в нынешнем во 180-м году присылал ис Черных калмык ис Сенгина улусу Кегень кутухта 1 , которой владеет Сенгиным улусом, посланцов своих, а ему де, Алексею, на съезжем дворе говорили, что Сенга тайша убит, а убил ево Батур, а Батура убил Кегень кутухта, и ныне владеет Сенгиным улусом. А мунгальской де Лоджан стоит на Мугальской земле на Кемчюге, а от ево, Лоджана, стоят в одном днище калмыцкие тайши Должи Кожеочи да Бахан хан, от Красноярского острогу в десяти днищах, а воинских людей с ними дватцать тысяч. Да он /л. 399/ же де, кутухта Кегень, прислал в Киркискую землю ейзана своего Байту хана для всякой розправы, и чтоб по вашему, великих государей, указу послать ему, Алексею, ис Красноярского острогу в Киргискую землицу х калмыцкому ейзану Байту хану, что прислан от калмыцкого Кегеня кутухты в Киргискую землю для [158] подлинново договору. И в нынешнем де во 180-м году октября в 9 день по вашему великих государей указу посылал он, Алексей, ис Красноярского острогу в Киргискую и в Тубинскую землю х калмыцкому Байту хану к ейзану красноярского сына боярского Ивана Айкина да с ним служилых людей дву человек. А приехав, велел говорить черных калмыков Кегеня кутухты ейзану Байту хану и [кир]гискому князцу изменнику Ереняку /л. 391/ Ишееву 2 и всем ево улусным людем, чтоб они были под вашею, великих государей, высокою рукою в вечном холопстве, и вам бы, великим государем, служили и вины б свои приносили, и ясак бы с киштымов своих платили.

И в нынешнем же де во 180-м году октября в 13 день ис Киргиской земли красноярской сын боярской Иван Айкан с служилыми людьми в Красноярской острог приехали, а ему, Алексею, сказали: говорил де ему киргиской князец Ереняк Ишеев, будет красноярские подгородные ясашные татаровя, качинцы и аринцы, дадут ясак Кегеню кутухте, что владеет Сенгиным улусом, и у них де с красноярскими служилыми людьми мир будет, а будет де красноярские ясашные подгородные татаровя ясаку с себя тайше их Кегеню кутухте не дадут, и у них де с красноярскими служилыми людьми впред война будет. А в Киргизах де у них многие калмыцкие люди и по таким вестям чаят от калмыков и от киргиз тубинцов приходу и разоренья...

На л. 389 об. отметка о подаче: 180-го июня в 2 день с тобольским сыном боярским с Степаном Астраханцовым.

ЦГАДА, ф. 214. Сибирский приказ, стб. 623, ч. 2, л. 389-391. Подлинник.


Комментарии

1. Имеется в виду Галдан Бошокту-хан (см. примеч. 2 к док. № 44).

2. Речь идет о кыргызском князьце Еренаке Ишиеве, сначала признавшем русское подданство, а затем отказавшемся от него и много лет враждовавшем с сибирскими властями.