№ 45

1667 г. января 10. — Лист тайджи Сенге царю Алексею Михайловичу с просьбой о свободной торговле для ойратов в Томске и упрочении русско-джунгарских посольских связей

Перевод Черных колмыков с листа, каков подали в Посольском приказе Сенги-тайши посланцы Урянка 1 с товарищи в нынешнем во 175-м году генваря в 10 день.

Великий государь, царь Белой, буди здрав на многа лета. Вашему царскому величеству бью челом, я, Сенга-тайша, чтоб вы, великий государь, изволили принять послов наших так же, как и прежде сего бывало при отце вашем, великого государя, блаженные памяти и поволной бы торг был, приезжать послом нашими в Томской, также к вам, великому государю, ис Томска воеводы послов наших отпускали б без задержанья. А как я, Сенга-тайша, посылал наперед сего послов своих к вам, великому государю и ис Томска воеводы тех послов наших к вам, великому государю, не отпустили, и те послы наши к вам, великому государю, проехали в прошлом во. 174-м году с посланцы Манчика тайши. И те каши послы и по се число к нам не бывали. Да объявляю вам, великому государю, которая ссора была у меня с Аблаем-тайшею 2 и с Аблаканом 3 да с Урдуном ханом, и я с ними помирился, и для того я ныне и послал послов своих к вам, великому государю, про то объявить и бить челом вашему царскому величеству, которые их чорные колмыки кочюют в Томском уезде и чтоб их ваше царское величества приказали отдать нам, Сенге тайше.

Да я ж, Сенга тайша вам, великому государю объявляю. По вашему ли, великого государя указу, /л. 14/ или сами своею волею воеводы ис Томска посылают казаков воевать Белых колмыков, чтоб вам, великому государю, было про то ведомо, а я, Сенга тайша, вам, великому государю, слуга и опричь вас, великого государя, никого себе помощника не имею и почитаю вас, великого государя, вместо бога и бью челом вам, великому государю, о беглых своих колмыках, которыя кочюют в Томском уезде, и послов наших пожаловать не велеть задержать 4 .

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1667, д. 1, л. 13-14. Перевод XVII в.


Комментарии

1. Ойратское посольство во главе с Урянкой прибыло из Джунгарии в Томск летом 1666 г. вместе с В. Бубенным.

2. О нем см. примеч. 1 к док. 30.

3. Аблакан, правильно: Аблай-хан — один из хошоутских владетелей.

4. В ответной грамоте царя томским воеводам И. Л. Салтыкову и Ф. Н. Мещерскому говорилось: «А нынешних Сенгиных посланцов Урянка с товарыщи указали мы, великий государь, с Москвы отпустить в Томской с томским сыном боярским с Васильем Бубенным с товарыщи. А нашего великого государя жалованья послано тайшам: Сенге-тайше сукна аглинского красного доброго дватцать аршин, камки кармазину десять аршин, Кутухте-тайше — сукна червчатого аглинского доброго десять аршин.

И как к вам ся наша великого государя грамота придет, и вы б тех послов, дав им наше великого государя жалованье, в дорогу корм и питье, и подводы, ис Томска отпустили к тайшам в улусы, не задержав, на которые места пригож. А с ними послали с нашею великого государя грамотою и с нашим царского величества жалованьем пс Томска сына боярского добра и служилых людей и велели им нашу великого государя грамоту и наше царского величества жалованье Сенге да кочюхте тайшам отдать все сполна и говорить им наказали, чтоб они, тайши, будучи под нашею царского величества высокою рукою, нам, великому государю, служили верно и на ослушников наших войной ходили и поиск над ними чинили и улусных своих людей с торгом в Тоболеск и в Томской присылали неболших людей, чтоб от многолюдства с рускими людьми ссоры и задоров не было. (ЦГЛДА, ф. 126. Монгольские дела, оп. 1, 1667, № 1, л. 30-31).