№ 240

1787 г. января 23. - Письмо генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского сарыбагышскому бию Атеке о готовности правительства России взять под свое покровительство его и подвластных ему киргизов

/л. 486 об./ Почтенный Этеке Багадур.

Получа дружественное ваше письмо с почетным вашим Абдрахманом, отправленным от вас сюда для всеподданейшего поклонения ея императорскому величеству, нашей всемилостивейшей государыне, имел я щастие доносить о том ея величеству. По чему всемилостивейше снисходя на изъясняемое о сем в упомянутом письме вашем прошение и приемля оное знаком всеподданейшей вашей к освященнейшему ея престолу преданности и усердия, удостоить изволила того присланного от вас допустить пред высокомонаршее ея величества лице со оказанием ему высочайшего своего милосердия, каковое по сродному ея человеколюбию всем подданым своим оказывать обыкновенно изволит. А по сему ея величеству благоугодно было всемилостивейше указать принять для услуг при высочайшем ея дворе и присланного от вас /л. 487/ арапа, также три барсовыя кожи и пять рысьих шкур с пожалованием вам за сие пяти сот рублей, да трех сот рублей в подарок, кои все серебреною монетою и [209] препровождаются к вам с вышеозначенным присланным от вас, который также с другим при нем милосердно были здесь содержаны и благопристойно награждены. И так почтенный Этеке Багадур, ни мало вы не сумневаясь, твердо по всему оному заключить можете о высочайшем ея величества благоволении и покровительстве к вам и подвластному вам народу, в чем удостоверяя вас по высочайшей воле ея величества, уповаю, что вы, сохраняя ваше усердие и преданность к освященнейшему престолу ея императорского величества, почтитесь всемерно доказать оныя при всяком полезном для службы ея случае не едиными словами, но и самим делом, и сим учините себя с тем подвластным вам народом достойными и впредь высокоматерняго ея величества милосердия. /л. 487 об./ В протчем пребываю всегда доброжелательный и к услугам готовый ея императорскаго величества нашей всемилостивейшей государыни действительный тайный советник, генерал-прокурор и кавалер российских императорских орденов святых апостол Андрея, Александра Невского, равноапостольнаго князя Владимира, Большого креста первой степени, королевскаго польскаго Белаго орла, и голстинскаго святыя Анны 1.

На подлинном подписано: князь Александр Вяземский 2. Генваря 23-го дня 1787 года. Санкт-Петербург.

ЦГАДА, ф. 15. Госархив. Дипломатический отдел, № 2, ч. IV, л. 486 об. - 487 об. Копия.

Опубл.: Плоских В. М., Сапаралиев Д. Б. Новые данные о первом киргизском посольстве в Россию, с. 69.


Комментарии

1. Таким образом часть населения Северной Киргизии формально была принята в подданство России, но закрепить это подданство и защитить своих новоподданных от внешней опасности русское правительство, вследствие удаленности их кочевий, не могло. В результате в начале XIX в. киргизы становятся объектом завоевательной политики кокандских феодалов и попадают в зависимость от Кокандского ханства (см.: Плоских В. М. Киргизы и Кокандское ханство; История Киргизской ССР. Т. 1, с. 493- 499). Хотя, как недавно стало известно из работы Д. Б. Сапаралиева, опирающегося на русские архивные источники, еще в 1757 г. отдельные группы тяньшаньских киргизов, спасаясь от преследований цинских войск, впервые приняли подданство России и переселились в ее пределы (Сапаралиев Д. Б. Взаимоотношения киргизов с соседними народами, с. 13).

2. Вяземский Александр Алексеевич (1727-1793) - князь, русский государственный деятель, доверенное лицо Екатерины II, с 1764 г. Генеральный прокурор Сената.