№ 40

1656 г. сентября 24 *. — Послание императора Шуньчжи хошоутским владетелям Батур-тайджи и Тушету-Батур-дайцину в связи с их вторжением в приграничные районы Цинской империи

(* День жэньчэнь 8-го месяца 13-го года правления под девизом Шуньчжи)

Императорское послание элютского племени Батур-тайджи и Тушету-Батур-дайцину 1 : Границы поделены, пределы установлены, каждый получил положенное. Это [было сделано] для того, чтобы высшие не вторгались [во владения] низших, а низшие не нападали на высших /л. 11 а/, что является общим установлением правления древних императоров. Я, император, лелею намерение о помощи дальним народам, действительно желаю установить мир и процветание. Но вот вы уже в течение многих лет вторгаетесь во внутренние земли 2 , угоняете лошадей к быков, оказываете сопротивление правительственным войскам. Предводительствуя [народами] фань 3 и и 4 , угрожая, грабите. Чиновники цзунду, сюньфу и сюньань из вышеупомянутых земель докладывали [об этом] двадцать с лишним раз. Несколько раз посылался чиновник с разъяснительными указами, [но] вы не исправляете своих ошибок. Я, император, воплощаю в своем сердце праведную жизнь Неба и Земли, прощаю мелкие прегрешения, но вы нарушаете установления [Неба], слепо заблуждаетесь и не оказываете [нам] почтения. Ныне специально посылаем старшего шилана Военного ведомства Шиту и цисиньлана Ли-фаньюаня Найгэ, чтобы они провели расследование в Ганьчжоу, Синине и других местах. Народ [должен быть] собран в присутственных местах, а вы должны лично направиться туда или же послать подчиненных вам чиновников [с тем, чтобы] они провели допросы совместно с местными чиновниками. Если /л. 11 б/ правда, что монголы 5 грабили, то следует соответственно возместить убытки. Если местные чиновники дали ложные сведения, то вина падает на них и это не будет [засчитано] вам как преступление.

Поскольку в древние времена [царствования династии] Мин фань и и изначально принадлежали [к народам], [129] которые платили дань монголам, то пусть монголы правят ими, а если со времен [династии] Мин были зависимы от Срединного государства, то какое отношение они имеют к монголам?

Что касается определения местожительства для китайцев и монголов и проходов для торговли, то следует обстоятельно рассмотреть существо дела. Если на основе старых решений определить места для кочевий и земледелия, не допускать [случаев] перехода границ и причинения беспокойства, то наше императорское сердце будет умиротворено, а вам будет сопутствовать безграничная удача.

Да Цин Шицзу Чжанхуанди шилу, цз. 103, л. 10б-11б.

Перевод с китайского А. Д. Воскресенского.


Комментарии

1. Речь идет о сыновьях хошоутского феодального владетеля Гуши-хана (см. примеч. 3 к док. № 25).

2. Л. И. Думан считал, что основная причина нарушений границы заключалась в неопределенности последней (см.: Внешняя политика государства Цин, с. 168). Другие исследователи полагают, что речь шля о попытках кочевников выйти к территориям, где они могли обменять скот на продукты земледелия (Покотилов Д. Д. История восточных монголов; Батраков В. С. Хозяйственные связи кочевых народов).

3. Фань (тангуты) — население провинций Сикан и Сычуань, часто это название употребляли шире, для обозначения жителей всех далеких окраин Китая (см.: Бичурин Н. Я. (Иакинф). Статистическое описание китайской империи, с. 24).

4. И (ицзу) — народность, проживающая на юго-западе Китая.

5. Имеются в виду кукунорские ойраты.