№ 37

1651 г. сентября 4 *. — 1652 г. не ранее января. — Доезд тобольского сына боярского И. Байгачева о поездке к джунгарскому Эрдени Батуру-хунтайджи для вручения ему царского жалованья

(* Датируется по наказной памяти и приблизительным расчетам времени пребывания в пути и обратной дороги И. Байгачева, указанных в доезде)

Лета 7160-го сентября в 4 день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по наказной памяти стольника и воевод Василья Борисовича Шереметева да Тимофея Дмитриевича Лодыгина да дьяков Третьяка Васильева да Василья Атарсково велено тобольскому сыну боярскому Ивану Байгачеву да юртовскому служилому татарину Кучюгаю Кызылаеву ехать из Тобольска через Тару н калматцкие улусы х Контайше. А с ними велено ехать Кон же тайше и к женам ево и к детем тобольским литовского списку и конным казаком Бориску Ключареву, Степанку Кедровскому, Минке Семенову, Ивашке Выходцову, Мишке Стаусупову, Кирилку Менкову, Северешке Сабаеву, Гришке Кобылинскому, Фролку Матусову, служилым татаром Рахмангулку Бугаеву, Ашанку Айсеитову, Мамейку Кулаеву, Енгулдейку Ермаметеву, Аиткулку Башкуртову

И с ними послано ис Тобольска х Контайше и к женам ево и к детем государева жалованья шесть выдр, дватцать [122] корольков красных да десять фунтов меди шумихи, пять портищ сукна красново, два портища сукна зеленово, два ж. портища сукна лазоревого английского мерою по четыре аршина портище.

Да с ними ж отпущены к Контайше ево контайшипы послы Енеймулчин с товарыщи девять человек.

А приехав к Контайше /л. 603/ и к женам ево и к детем в улус, велено им стать блиско их станов и обослатися с ним кем пригож. А самим им, Ивану с товарыщи, нарядитца в цветное платье, каково у них будет. А как им Контайша и жены и дети у себя быть велят, и Ивану с товарыщи х Контайше и к женам ево и к детям велено итти и государево жалованье выдры и сукна и корольки нести с собою и Контайше и женам ево и детем поднести честно.

И сын боярской Иван Байгачев с товарыщи и с Контайшиными послы ехали ис Тобольска через Тару и через Барабу до Контаншина улуса полдевята месяца и наехали улус на урочище на Исюте. А приехав в улус, жили у Контайши, покаместа они не были перед Контайшею на посольстве восемь дней. А после того Контайша з женами своими и з детьми велели им, Ивану Байгачеву с товарыщи, быть у себя на посольстве. И Иван Байгачев с товарыщи к Контайше шли и государево жалованье, что с ними было послано к Контайше и женам ево и к детем, несли с собою честно. А пришед сын боярской Иван Байгачев да служилой татарин Кучюгай Кызыл /л. 604/ баев Контайше говорили: Божиею милостию великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя его царского величества стольник и воеводы Василей Борисович Шереметев с товарыщи прислали их, Ивана Байгачова да Кучюгая Кызылбаева, с товарыши из царского величества отчины из Сибири из Тобольска к нему, Контайше, и к женам ево и к детем в посланникех з государевым жалованьем. И сын боярской Иван Байгачев с товарыщи государево жалованье, сукна, и выдры, и корольки, и медь шумиху, Контайше и женам ево и детем поднесли честно. И Контайша и жены и дети ево государево жалованье, сукно, и выдры, и корольки, и медь шумиху, приняли честно и на ево государево жалованье били челом.

/л. 605/ А после того Контайша спрашивал про государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии здоровье, стоя. И сын боярской Иван Байгачев с товарыщи Контайше говорили: божиею милостию великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец и многих государств государь и облаадатель на своих великих и преславных государствах Российского царствия, дал бог здорово.

А после тово Контайша спрашивал про здоровье стольника и воевод Василья Борисовича Шереметова с [123] товарыщи. /л. 606/ И сын боярской Иван Байгачев с товарищи Контайше говорили, что царского величества стольник и воеводы Василей Борисович Шереметев с товарыщи на его государской службе в Сибири в Тобольску по их по уезд здорово.

А после того сын боярской Иван Байгачев да Кучюгай Кызылбаев с товарыщи Контайше говорили о деле. В прошлом во 159-м году присылал он, Контайша, и жены и дети ево царского величества отчину в Сибирь в Тоболеск в послех царьского величества с посланники с тобольскими служилыми людьми, с Володимером Клепиковым с товарыщи 1 , людей своих, Енея Мулчина с товарыщи. А велели бить челом великому государю и ево царскому величеству, чтоб он, великий государь и его царское величество, /л. 607/ ево, Контайшу, и жен и детей их пожаловал, велел их послов отпустить ис Тобольска к себе государю, к Москве для ево царского поздравления. Да Кон же тайша прислал в Тоболеск с послом своим, с Енеем, лист писан татарским писмом. А по переводу в том листу написано, чтоб великий государь наш, его царское величество, ево, Контайшу, пожаловал, велел к нему прислать своего государева жалованья колокол. Да как были у него, Контайши, царского величества посланники, Володимер Клепиков с товарыщи, и он, Контайша бил челом великому государю нашему его царскому величеству, чтоб он, великий государь наш, ево, Контайшу, пожаловал велел к нему прислать для деревяного дела дву человек плотников, дву ж человек каменщиков, дву человек кузнецов, да для пищальново дела дву человек бронников, да пансырь доброй, да пищаль винтовальную добрую ж, да свинцу, да меди шумихи, сколько государь пожалует, да дватцать свиней, да пять боровов, да пять петухов, десять куриц индейских.

/л. 608/ И царского величества стольник и воеводы Василей Борисович Шереметев с товарыщи писал о колоколе, и о плотниках, и о каменщиках, и о кузнецах, и о бронниках, и о пищале, и о пансыре, и о свинце к царскому величеству о указе. А как царского величества указ о том будет, и к нему с тем для ведома пришлют нарочно, царского величества посланников. А без указу царского величества к Москве послов ваших отпустить /л. 608 а/ и к тебе, Контайше, государева жалованья колокола, и мастеровых людей, и пищали, и пансыря, и свинцу послать было нельзя. А ныне те ваши послы, Г.ней с товарыщи, отпущены из царского величества отчины из Сибири ис Тобольска с нами, царского величества послы, к вам в калматцкие улусы для того, чтоб им дойти было до ваших калматцких улусов здорово и со всем в целости. А в Тобольску было им государева указу ожидать долго, потому что путь до Москвы от Тобольска далной и проезд нужной. [124]

/л. 609/ А что он, Контайша, бил челом великому государю нашему его царскому величеству о меди шумихе, и о курах, и о петухах индейских, и о свиньях, и о боровах и тем ево, Контайшу, великий государь наш пожаловал. Медь шумиху прислал к нему ныне, а куры и петухи индейские, и свиньи, и боровы указал государь послать к нему, Контайше, на весну или как послы ево будут в Тоболеске. И Контайша на том государеве жалованье бил челом.

А что Контайше велено говорить по челобитью Тарского города казачья сына Ивашко Олексеева о брате ево, о Мишке Олексееве, да о пашенном крестьянине о Ондрюшке Репине, чтоб он, Контайша, велел у себя в улусе и в ыных калматцких улусех тех людей сыскать, а сыскав, выслал бы их. из калматцких улусов в Сибирь в Тоболеск или на Тару. А будет они умерли, и он бы, Контайша, велел животы их: сыскать и отдать казачью сыну Гришке Олексееву или казаку Бориску Трофимову.

/л. 610/ И про то Контайше сын боярской Иван Байгачев с товарыщи говорили, и Контайша сказал: Мишка де Олексеев да Ондрюшка Репин жили де в улусе у ево, Контайшииа брата, у Чокура-тайши. И Мишку де Олексеева убил до смерти Ондрюшка Репин, а Ондрюшку де Репина убили калматцкие люди. А животы де их остались у казанского татарина, а тот де татарин приехал в калмаки с Мишкою и с Ондрюшкою вместе. А ныне де тот татарин поехал с Чокуром-тайшею по своей вере помолитца в Тангуцкую землю.

А после того сын боярской Иван Байгачев с товарыщи просился от Контайши назад в Тоболеск, и Контайша держал их у себя девятнатцать недель и отпустил их в Тоболеск. А с ними послал к великому государю в послех людей своих, Зыряна с товарыщи, девять человек. И ехали де они от Контайши до Тары через Барабу девять недель, а с Тары до Тобольска две недели.

А как Контайша Ивана Байгачева и Бориска Ключарева и Кучюгая Кызылбаева от себя учал отпущать, и на отпуске им говорил: послал де он, Контайша, к царскому величеству послов своих, а велел бить че/л. 611/лом великому государю, чтоб великий государь велел тех ево послов отпустить из Тобольска к тебе, государю, к Москве для поздравления. А только де государь не пожалует ево, Контайшу, послов ево к себе, государю, к Москве отпустить из Тобольска не велит, и их бы де в Тобольску воеводы не задержали, отпустили их назад в Калмыки к нему, Контайше. Да и послов бы де к нему. Контайше, не присылали.

Да Кон же тайша послал от себя из улуса с торгом в Китайскую землю тобольского служилового татарина Рахмангула Бугаева сильно. А тот же татарин Рахмангул послан был х Контайше с посланникех же с Ываном Байгачевым с товарыщи и с Кучюгаем вместе. А сын боярской де [125] Иван Байгачев, приехав на Тару, ослеп (Далее дописано другим почерком) и ныне на Таре.

А как мы из Тобольска в Калмыки поехали и с нами де пошли товары небольшие, и приехав на Тару, на те товары покупали себе лошади и верблюды дорогою ценою. А что с нами из Калмыков каких товаров в Тоболеск пришло, и то мы объявили в таможне. А иные у нас товары в калмытцкой земле калмыки пограбили.

На л. 602 об. рукоприкладство: К сему доезду вместо сына боярсково Ивана Байгачева по ево веленью Петр Писарев и руку приложил.

По склейкам и на л. 611 рукоприкладство: К сему доезду вместо товарищей своих Стефана Кедровского, Минья Семенова, Ивана Выходнова, Кирила Менкова, Фрола Матусова, Северги Сабаева и в свое место Бориско Ключарев руку приложил.

ЦГАДА, ф. 214. Сибирский приказ, стб. 455, л. 602-611. Подлинник.


Комментарии

1. В. Клепиков был отправлен к Эрдени Батуру-хунтайджи тобольскими воеводами в 1650.