№ 32

1646 г. — Из статейного списка посольства тобольского сына боярского Д. Аршинского о переговорах с Эрдени Батуром-хунтайджи по поводу сбора ясака с сибирского населения и о поражении джунгар в Казахстане

(Опущено изложение наказной грамоты Д. Аршинского на л. 10-22)

И посланники Данило Аршинской с товарищи 1 приехали в Калмыки в Контайшин улус на урочище Алатов в прошлом во 154-м году майя в 29 день.

А июня в 8 день прислал к ним Контайша человека своего Далай Сарбатая, а велел им, Данилу с товарищи, быть к себе в Ургу /л. 23/. И Данило с товарищи, нарядясь в цветное платье, в Ургу пришли, и Контайша спрашивал их, для какова дела они к нему, Контайше, присланы.

И Данило говорил Контайше речь про все статьи по наказу, как писано выше сего.

И Контайша, выслушав речь, спрашивал про государское многолетное здоровье сидя /л. 24/ и на государском жалованье, что к нему прислано золото, бил челом сидя ж. А после того Коптайша говорил: которые де ево, Контайшины, люди жили царского величества в Тарском уезде в Теренинской волости с ясачными людьми, и которые жили около Теренинской и Барабинской волостей, и он де, Контайша, тех своих людей царского величества из волостей возьмет в свои улусы, и царского величества з Барабинских и иных волостей с /л. 25/ ясачных людей ясаку он на себя имать не веливал, а дают де ему, Контайше, барабинцы и иных волостей царского величества ясачные люди в почесть по полукоже телятиных и Орловым перьем, а он де, Контайша, за то их оберегает от иных калмацких тайш. А Барабинской де волости князцова Кулеберлейкова брата Каимка с товарыщи осьми человек он, Контайша, от себя из улуса в Тарской уезд в Барабинскую волость до ево, Данилова, проезду отпустил и калмыцких Кундалай да Учюрту-тайшей с калмыцкими людьми царского величества от Барабинской и от иных волостей отведет прочь на прежние их кочевья. А что де [110] киргиские люди учинились под царского величества высокою» рукою в прямом холопстве и царскому величеству ясак платят, и тех де киргиских людей будет столько, что им ясак платить царскому величеству и ему, Контайше.

А что в прошлом во 153-м году присылано из Тобольска; к соляному озеру к нему, Контайше, царского величества: жалованья: куры индейские и свиньи, и того царского величества жалованья принять было некому 2 , потому что человека ево, Кулы, в те поры в улусе не было, а иные /л. 26/ люди, ево здуровали, что того царского величества жалованья не приняли. А царского величества ясачных людей, которые живут блиско Кузнецково острогу и иных сибирских городов у нево в улусе нет, а которые де учнут к нему приходить, вперед, и он тех ясачных людей учнет от себя отсылать назад в царского величества отчину в сибирские городы, хто откуда придет, а у себя их в улусе держать не учнет.

/л. 27/ А сколько у Контайши ныне воинских людей, и то деони, посланники Данило с товарыщи подлинно проведать не умели, потому что кочюют Контайшины люди в розных улусех. А слышали де они в улусе у Коитайшина брата у Чогур-тайши от государева изменника от тобольского пашенново крестьянина от Ондрю[шки] Репина, только б де ныне у Контайши с киргискими людьми не война 3 , и ему б де было итти царского величества под городы и на волости, а под которые городы итти, того не сказал. А до их де, Данилова с товарыщи, приезду ходил Контайша войною в Казачью орду на Янгира-царевича и многих людей побил, да и брата Янгирова з женою и з детьми и со многими людьми в полон взял. А как де с того бою Контайша поехал назад, и ево, Контайшу, встретил, не доехав до улусов ево за два дни, Кукделень-тайша со многими воинскими людьми, и тут у них был бой, и убил Контайша у Кунделеня двесте пятьдесят человек, а у Контайши Кунделень убил дватцать человек, да: за тем боем меж себя помирилися.

А как де они, Данило с товарыщи, от Контайши отпущены и приехали в улус х Контайшину человеку х Куле, и Кула де говорил им, Данилу с товарыщи, что приходили де царского величества ратные люди ис Томсково города и погромили Контаншиных людей, многих побили и в полон /л. 28/ поймали, а розбили шездесят семь изб. И он де, Кула, хочет противо итти под Томской город войною. И они де, Данило с товарыщи Куле говорили, чтоб он под Томской город войною не ходил, потому что в Томском городе царского величества ратных людей много, и пойдет, и он ничево не зделает. И бил бы он челом о том царскому величеству, и великий государь, его царское величество, ево пожалует, велит про то сыскать, а по сыску свой царского величества указ учинит.

А жили де они, Данило с товарыщи, у Контайши /л. 29/ в [111] улусе два месяца, и отпустил их Контайша от себя из улуса, с урочища с Каз реки июля /л. 30/ в 29 день, а на отпуске им говорил, чтоб великий государь, его царское величество ево,

Контайшу, пожаловал, велел ему прислать своего царского величества жалованья две тысячи пятьсот листов золота, да пищаль добрую, да семь куриц, да три петуха индейских, да семь свиней, да три борова, да к нему ж бы, велел прислать тарского юртовского служилого татарина Аиткула Агучакова пансырь. И послал с ними, з Данилом с товарыщи, послов своих Ноедая с товарыщи и с кашевары осьми человек, и говорил, чтоб великий государь его царское величество ево, Контайшу, пожаловал, велел тех ево послов отпустить из Тобольска для ево Контайшиных дел к себе великому государю к Москве, не задержав, а о чем Контайша тем своим послом государю бить челом приказывал, того де они, Данило с товарыщи, не ведают. Да Кон же де тайша послал с послами своими государю в поминках три барса да четырнатцать лошадей, и те де лошади у послов /л. 31/, едучи степью, пристали и оставлены в Тарском уезде в Барабинской волости у князца у Кулебердейка. А ехали де они от Контайши человека ево, Кулы, до улуса десять недель, а у Кулы в улусе жили десять дней, а от Кулы до Тарсково уезду до Барабинской волости шли четыре недели, а из Барабинской волости да Тары ехали три недели, а на Таре жили шесть ден, а с Тары ехали до Тобольска девять ден, а в Тоболеск приехали декабря в 21 день.

По листам скрепа: Диак Третьяк Васильев.

На л. 31 об. помета: Справил подъячей Никифорко Чаплин.

ЦГАДА, ф. 113. Зюнгорские дела, 1647, д. 1, л. 22-31. Подлинник. Идентичный список имеется в ф. Сибирский приказ, стб. 455, л. 308-323.

Опубл.: РМО. 1636-1654. № 85, с. 272-276.


Комментарии

1. Посольство Д. Аршинского к Эрдени Батуру-хунтайджи было направлено из Тобольска 3 февраля 1646 г. вместе с возвращавшимися из Москвы джунгарскими послами Тюною и Сыряном. Обратно в Тобольск прибыло 21 декабря 1646 г. вместе с новым ойратским посольством во главе с Ноедаем.

2. Вероятно, речь идет о поездке в Джунгарию в 1644 г. Владимира Клепикова.

3. Д. Аршинский, видимо, имел в виду столкновения ойратов с Алтын-ханом Омбо Эрдени-хунтайджи.