№ 31

1645 г. декабря 15. — Жалованная грамота царя, Алексея Михайловича джунгарскому Эрдени Батуру-хунтайджи о принятии его в русское подданство

Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, калмытцкому Контайше наше царское повеление.

Ведомо вам самим, что из давных лет у великих государей царей и великих князей росийских калмыцкие тайши со всеми своими калмытцкими с улусными людьми были в повеленье и в послушанье, а они, великие государи, их жаловали и берегли, и воевать их своим государевым ратным людем не велели. Также и у отца нашего, блаженные памяти у великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца отец твой Каракула-тайша и ты, Контайша, з братьею своею, и з детьми и с племянники, и все /л. 109/ калмыцкие тайши со всеми своими улусными людьми были под его царского величества высокою рукою в повеленье и в послушанье и послов своих к нему, великому [107] государю, присылали почасту бити челом, чтоб он, великий государь, вас жаловал, держал под своею царского величества высокою рукою, и правду ему, государю, давали, по своей вере шертовали, и служили ему, великому государю, правдою, и николи от отца нашего, великого государя, вы отступны не бывали. А буде наш великий государь вас, тайшей, жаловал и держал вас под своею царского величества высокою рукою в своем царском милостивом жалованье и в призренье, и ратных своих людей /л. 110/ войною на вас посылать не велел, и торги под сибирскими городами и под Астараханью и под Уфою, жалуя вас, калмыцких тайшей, велел нам давати повольные, безпошлинно, и назад в калмыцкие улусы велел отпускать честно безо всякие зацепки и задоров.

А в прошлом во 153-м году прислал к отцу нашему, блаженныя памяти к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу, к его царскому величеству, ты, Контайша, послов своих Чюню да Сарыню бить челом его царскому величеству о своих /л. 111/ делех 1 . И волею божиею отец наш, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, оставя земное царство, отиде в вечное блаженство небеснаго царствия, а на своем царском престоле на Московском государстве и на всех великих и преславных государствах Российского царствия благословил и велел быти нам, сыну своему, великому государю. И з божиею помощию, по благословению отца нашего, великого государя, его царского величества мы, великий государь, на отца нашего блаженные памяти великого государя прародительском превысочайшем престоле на Московском государстве и на всех великих и преславных государствах Росийского царствия учинились есмя великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем, и послов твоих Чюню и Сарыню с това/л. 112/рыщи пожаловали, велели им наши царского величества очи видети (Зачеркнуто: нашим царского величества жалованьем, платьем их пожаловали). А послы твои нас, великого государя, на наших великих и преславных государствах Росийского царствия поздравляли, и били челом нашему царскому величеству, чтоб нам, великому государю, тебя, Контайшу, з братьею, и з детьми, и с племянники, и со всеми улусными людьми пожаловали, держать в нашем царском милостивом жалованье под нашею царского величества высокою рукою так же, как и отец наш, блаженные памяти великий государь, его царское величество, вас держал, в милости и в жалованье и в призренье.

И мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, помня отца нашего великого государя его царского величества к тебе, [108] Контайше, прежнюю /л. 113/ милость и жалованье, а твою к отцу нашему великому государю, к его царскому величеству, службу и правду, что ты отцу нашему, великому государю, служил, и изменников наших барабинского князца Когутейка с товарыщи, а с ним ясачных многих татар з женами, и з детьми, и с лошадьми, и з животы прислал в Тарской город, и за иные службы, милостиво похваляем и хотим тебя, Контайшу, з братьею, и з детьми, и с племянники, и со всеми твоими улусными людьми и вперед жаловать и держать под нашею царского величества высокою рукою в нашем царском милостивом жалованье и в призренье, как вы были у отца нашего, великого государя, у его царского величества в милостивом жалованье и в береженье. И послов ваших Чюню и Сарыню пожаловал нашим царским жалованьем, отпустили к тебе назад.

И ты бы, Контайша, памятуя /л. 114/ к себе отца нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца милость и жалованье, и спою прежнюю правду и шерть, нам, великому государю, з братьею, и з детьми своими, и с племянники, и со всеми улусными людьми так же служили, и были под нашею царского величества высокою рукою в нашем царском милостивом жалованье и в повеленье и в послушанье, и правду нам, великому государю, дали по своей вере шерть учинили. А мы, великий государь, наше царское величество тебя, Контайшу, з братьею, и з детьми, и с племянники, и со всеми вашими улусными людьми и вперед учнем жаловать и держати в нашем /л. 115/ царского величества в милостивом жалованье и в береженье, и торги под сибирскими нашими городами велим вам давати повольные безпошлинно по-прежму.

А что ты, Контайша, в прошлом во 153-м году присылал к отцу нашему, блаженные памяти к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу, в нашу отчину в Тоболеск послов своих Долгича Анбаева да /л. 116/ Аргу, а с ними ж прислал ты к отцу нашему, великому государю, в дарех 2 бабра, да 2 коня, да наручи, и те твои дары к отцу нашему, великому государю, к его царскому величеству тобольские воеводы прислали, а послов ваших Долгича и Аргу, пожаловав нашим царским жалованьем, отпустили из Тобольска к тебе назад в то ж время.

/л. 117/ Да били челом нашему царскому величеству послы твои Чюня да Сарыня, чтоб нам тебя, Контайшу, пожаловать, велеть к тебе послать золота листового, что шумит, сколько листов мы, великий государь, пожалуем. И мы, великий государь, наше царское величество, тебя, Контайшу, пожаловали, послали к тебе того золота, которое шумит, 500 листов с теми ж послы вашими с Чюнею да с Сарынею.

Писан в государствия нашего дворе в царствующем [109] граде Москве в лето от созданья миру 7154-го декабря в 15 день.

ЦГАДА, ф. 113. Згонгорские дела, 1645, д. 1, 108-117 Отпуск.

Опубл.: РМО. 1636-1654. № 83, с. 269-270.


Комментарии

1. Джунгарские послы Тюна и Сырян были приняты царем Алексеем Михайловичем 23 октября 1645 г. (РМО. 1636-1654, № 79, с. 262-263).