№ 24

1635 г. ноября 3. — Отписка тарских воевод Ф. С. Вельского и Н. А. Кокошкина о приезде от Эрдени Батура-хунтайджи посла Яндыря с предложением о поддержании мирных отношений, торговле и обмене перебежчиками

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичи) всеа Русии холопи твои Фетка Белской и Неупокойко Кокошкин челом бьют.

Нынешняго, государь, 143-го году ноября в 28 день пришел в Тарской город Кулебинской волости князец Янейко Енбаев и сказал, нам, холопем твоим, ходил де он, Янейко в колмаки х Куле-тайше для выкупу жены своей и Кула-де [83] тайша жену его отдал в подарках колмацкому контайше 1 , и он де. Янейко, для жены своей ходил х контайше, и кон де тайша жену его ему отдал без окупу и отпустил его в Тарской город.

Да с ним же, Янейком прислал контайша посланника своего Яндыря в Тарской город, и на съезжем Посольском дворе Яндырь говорил нам, холопем твоим: прислал де его контайша, Каракулин сын 2 в Тарской город бити челом тебе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб ты, государь, его пожаловал, воевать его своим государевым служивым людем не велел, а велел бы к нему прислать своих государевых послов, а его б контайшкным послом и торговым людем поволил ходить в Тарской город. И мы, холопи твои, ему говорили: прислал контайша в Тарской город бити челом тебе, великому государю, а у собя он в улусе держит твоих государевых изменников: барабинсково князьца Кугутейка и барабинских, и чойских, /л. 13/ и теренинских, и турашских ясачных тотар, которые изменили тебе, государю, в прошлом во 136-м году. И тот, государь, Яндырь говорил нам: не войною де контайша барабинских и чойских, и теренинских ясашных тотар к себе в улус взял, приехали де они к нему в улус своею волею.

И мы, холопи твои, по твоему государеву наказу для барабинсково князьца Кугутейка и для ясачных волостных татар х контайше послали тарских служилых людей литовскаго списку десятника Останку Мартинова да юртовскаго служивого тотарина Елмаметка Тенизбаева, а велели контайше говорить, что он, контайша, прислал в Тарской город посланика своего Яндырю бити челом тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтоб ты, государь, его пожаловал, воевать его своим государевым служивым людем не велел, а он бы, контайша, тобе, государю послужил и правду свою объявил, изменников барабинсково князьца Кугутейка со всеми барабинскими, и с чойскими, и с теренинскими ясачными тотары к тебе, ко государю, прислал. А ему, Кугутейку князьцу велели говорить тайным /л. 14/ обычаем, чтоб он, Кугутейко с товарыщи, от измены своей отстали и к тебе, ко государю вину свою принесли и шли б жить на старые свои юрты безо всяково опасенья. А х Куле-тайше мы, холопи твои, приказывали, велели ему говорить, чтоб он, Кула-тайша государю послужил, твоих государевых ясачных людей барабинцов, и теренинцов, и чойцов, и кулебинских отдал, которых он взял войною в прошлом во 142-м году.

И июня, государь, в 9 день приехали ис Колмаков в Тарской город Остамка Мартинов да Елмаметко Тенизбаев, а с ним приехали ис колмаков тот же контайшин посланник Яндырко, да от колмацких тайшей от Кулы, да от Четуя, от Тайчина пять человек посланников да провожатых десять [84] человек. И Останка Мартинов и Елма/л. 15/метко Тенизбаев принесли к нам доезду своего память. А в доездной памяти написано, были де оне в колмаках у Кулы-тайши в улусе, а до контайши не доежжали, потому что Куладе тайша им, Останке и Елмаметку, по контайшину приказу твоих государевых изменников барабинсково князьца Кугутейка, и барабинских, и чойских, и теренинских ясачных татар, и тех ясачных тотар, которых он, Кула тайша, войною взял в прошлом во 142-м году, всех отдал и с посланники своими в Тарской город прислал з женами и з детми и со всем животом сто семей.

А контайшин посланник Яндырко и Кулы тайши Алхан Ясаул с товарыщи на съезжем посолском дворе нам, холопем твоим, говорили, которые де тебе, государю изменили в прошлом (В столбце текст перебит, продолжение отписки на л. 33) ... /л. 33/ во 136-м году барабинские, и чойские, и теренинские волостные ясачные татаровя, князец Кугутейко с товарыщи, и которых ясачных татар, барабинцов, и чойцов, и теренинцов, и кулебинских взял войною Кула-тайша без повеления контайшина во 142-м году, и тех де ясачных татар контайша, которые тебе, государю, изменили и которых взял войною Кула тайша, прислал к тебе, ко государю, сто семей з женами и з детми, да лошадей у них с тысячю и болши, да и впредь контайша в улусы свои твоих государевых ясачных татар принимать не велел.

Да и он ж, тайшин посланник Яндырко говорил, нам, холопем твоим: велел де ему контайша бити челом тобе, великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, будет де на него, на контайшу, пойдут войною малаские люди 3 и чтоб ты, государь, его пожаловал, велел ему дать на помочь своих государевых ратных людей, а будет де пойдут на твои государевы ясачные волости или к городу колмацкие воинские люди, кошеутцы и дурменцы 1 , и он де, контайша, тотчас пришлет в Тарской город весть и людей своих к тебе, ко государю, на помочь пришлет. Да Яндырко ж сказал нам, холопем твоим: присылал де х контайше Куйша тайша, /л. 34/ прошал на помочь людей, а хотел итти войною под Тарской город, и кон де тайша ему отказал, и людей ему не дал, а сказал: отец де мой Каракула тайша з государем не воевался, а мне де по тому ж не воеваться. А приказал де к нему, и так де ты посылал под Тарской город с войною сына своего Амая, и государевы де служивые люди учинили ему великую шкоту, побили у него многих люден. А барабинской, государь, князец Кугутейко приехал в Тарской город, а товарыщей своих, ясачных татар, оставил на старых своих юртах в Барабе, и в Чое, и в Терепе, хто где жил преж сего.

А о указе, государь, мы, холопи твои, писали в Тоболеск [85] к твоему государеву воеводе ко князю Михаилу Михайловичю Темкину-Ростовскому, что послать х колмацким тайшам, х контайше с товарыщи в подарках, и их посланником дать сукон.

На л. 12 об. отметка о подаче: 144-го ноября 3 де[нь] пода[л] с Тары казак Астанка Мартынов.

ЦГАДА, ф. 214. Сибирский приказ, on. 1, стб. 455, л. 12-15, 33-34. Подлинник.


Комментарии

1. Речь идет об Эрдени Батуре-хунтайджи (Батур-контайша, Батур Эрдени-хунтайджи), первом правителе Джунгарского ханства. Умер в 1654 г (по другим данным, в 1666 г.). Считался потомком Эсэмун Дархана Нояна — сына ойратского правителя Монголии Эсеня из дома Чорос (Позднеев А. М. К истории зюнгорских калмыков, с. 2). Его внутренняя и внешняя политика способствовала укреплению Джунгарского ханства. Он явился одним из организаторов всеойратского съезда правителей Халхи, Куку-нора, Джунгарии и Поволжья (сентябрь 1640 г.), который выработал законы, направленные на урегулирование взаимоотношений между феодалами, предотвращение междоусобиц, объединение сил в борьбе против внешней опасности, на укрепление феодальных порядков и власти ханов и других владетелей над кочевниками (см.: Златкин И. Я. История Джунгарского ханства, с. 113-115)

2. См. примеч. 3 к док. № 8.

3. Видимо, речь идет об Алтын-ханах, с которыми ойраты в годы правления Эрдени Батура-хунтайджи продолжали вести ожесточенные войны.

4. Правильно: хошоуты и дэрбэты.