№ 220

1763 г. не позднее 2 декабря *. - Журнальная записка сообщений тарских купцов М. Возмилова и Кузнецова о намерении афганского Ахмад-шаха выступить против Цинской империи в защиту народов Восточного Туркестана

(* Датируется по рапорту генерал-майора Фрауендорфа от 2 декабря 1763. г. в государственную Коллегию иностранных дел, с которым была отправлена журнальная записка (АВПР, ф. 122/2. Киргиз-кайсацкие дела, 1762-1775, № 14, л. 103))

/л. 104/ Журналная записка, что бывшими в киргиской Средней орде под видом купечества тарскими купцами Возмиловым в улусах доброжелателного старшины Кусары-батыря, а Кузнецовым в улусах старшины Салтамамат салтана потребного к здешней стороне разведано, о том значит ниже, а именно:

Возмилов в дополнение прежних объявил: 1-е. Киргисцы де между собою разговаривают, что живущия за Туркестантом и Ташкеном авганския народы, как им в Киргиской орде известно учинилось, намерены были в ныне прошедшую осень з доволным числом войска следовать под китайския границы с требованием о возвращении завладенных китайцом бухарских городков по прежнему, а войско то будет следовать чрез Туркестант, почему Абулмаметь-хан, призвав к себе старшин киргиских на совет с тем, что учинит ли им пропуск чрез их орду или нет, дабы непричтены и они были от китайской стороны им сообщниками.

2-е. Ехою де носитца в Киргиской орде, якоб Аблай-салтан и совсем имел намерение ехать с протчими старшинами к Абулмаметь-хану для некоторого совету, о чем и доброжелательной старшина Кулсара-батыр о том уверил (но токмо на последок старшина Куляка-батырь быв в крепости Святого Петра) объявлял, что /л. 104 об./ тот намерок Аблай-салтан и они старшины отбытием в Туркестант за згорением в их степях трав и чтоб им быть в покое отменили.

3-е. С китайской стороны о том восприятии противу их авганскаго народа от приезжающих ис Ташкента и Туркестанта для торгу сартов уж известно.

4-е. Аблай салтан, хотя прежде получения от [177] Абулмаметь-хана известия имел намерение паки итьти под карыкалпак, но за несогласием старшин тот поход отменил.

Купцом Кузнецовым, будучи в Киргиской орде у старшин Салтамаметь-салтана между протчих в разговорах разведано: 1-е. По носящей в киргис-кайсацкой орде ехе слышно, якобы китайское войско состоит ныне где их главнокомандующей жанжун на реке Иле-Моржи разстоянием от российских границ, а именно от Семиполатной по примеру з дватцать, а от Усть-Каменогорской крепостей с пятнатцать дней езды, а от киргиских жилищ от озера Нор-Зайсана, около которого кочевье имеет киргиского роду старшина Хожа Мергень, до того войска езды з двенатцеть дней /л. 105/ а от камня Баянула, которой состоит против крепости Ямышевской и езды будет с месяц. Около того камня кочуют разных родов киргисцы. От упоминаемого же войска при коем главнокомандующей жанжун до Пекина езды объявляют верблюдами будет на два месяца, а по почте оттоль приезжают в дватцеть пять дней, ибо де от того войска до Пекина учреждена по их линии, яко то по городкам или крепостям почта, и один от другаго разстоянием имеют самое малое и проведена оная линия от камня, называемого Чингистау, которой лежит от крепости Усть-каменогорской, езды будет тритцать дней, и от того камня река пошла Алгус, по коей и показанныя городки построены У самого ж того камня намерены были китайцы заложить еще крепость точию Хожамергень-батырь их к тому строению их не допустил, а каким случаем тоге киргис-касаки необъявляют;

2-е. Есть де землица, называемая Авган, у них владетель Агаметца-хан, который де имеют свое жилище от Болшей Бухарей с тритцать дней езды близь Персии. Оной их владетель Агаметца-хан вознамерился со своими подданными и протчими народы сообщась учинить нападение и возыметь войны с китайцами на будущей 764 год, х которому /л. 105 об./ времени собирает войско и готовит правиант в Еркени и расположился между реками Аму и Сырь-Дарьей, объявя им, китайцам, притчину, для чего они раззорили Зенгорскую землицу, не имея к тому виновной притчины и завладели городками Еркенем и Кашкаром. А те еркенцы и кашкарцы с ним Агаметцею одного закона, которого и просили еркенцы и кашкарцы о защищении их городков и о возврате пленных людей. А минувшаго 762 году от него Агаметцы-хана были посланы в Пекин послы, которые сего 763 году и возвратились, токмо с каким от китайского богдыхана объявлением, о том не слыхать.

3-е. Аблай-салтан в прошлом 762-м году в китайское государство посылал послов для прозбы от богдыхана себе в вечное уверение в награждение и утверждение лист, которой богдыхан ему, Аблай-салтану, и пожаловал с тем объявлением: что де по многим временам ты, Аблай-салтан, от меня [178] того хотя и требовал, толко я вам за сумнительством не отдавал, а ныне уже вам отдаю с таким в том уверением, чтоб вам и потомкам вашим жить со мною в вечном миру и дружбе.

4-е. В нынешную ж прошедшую весну послал он, Аблай-салтан, к нему богдыхану /л. 106/ своего посла Салтамаметь-салтана сына ево Урус-салтана для отдачи ему требуемых им богдыханом от киргис-кайсак зенгорских калмык для поселения на прежний жилища, которых отыскано и отправлено дватцеть кибиток.

5-е. Нынешнего 763 году имел намерение Аблай-салтан итьти в поход на трухменцов, толко будучи при ево кочевье около камня Конючатау и реки Ишима, где он прежде зимовье имел и ныне иметь намерен был, степь вся выгорена и затем поход свой оставил и зимует вверх по реке Ишиму за тремя бурлуками у хмелевых займищ.

6-е. Есть киргис-кайсацкой улус, называемой Канчигалы, в котором старшина Чумак-бай и у него сын Бохты, которые по разговорам ему Кузнецову с сыном своим объявили, что де /л. 106 об./ согласясь оне с Казвекбиевыми детьми намерены выезд свой иметь в крепость Ямышевскую для принятия присяги и жить в верности под протекциею всемилостивейшей государыни.

Генерал-майор фон Фрауендорф.

АВПР, ф. 122/2. Киргиз-кайсацкие дела, 1762-1775, № 14, л. 104-106 об. Подлинник.