№ 212

1761 г. ноября 10. - Сказка башкира Ш. Абзанова о взаимоотношениях владетелей Среднего казахского жуза с Россией и насильственном сгоне маньчжурскими войсками казахов с их исконных кочевий в Джунгарии

1761 г. ноября 10 дня посыланные в киргиз-кайсацкую Среднюю орду к Аблаю-салтану и к старшинам Кулсаре и Куляке батырям с писмами Исетской провинции Барынета-былеской волости башкирцы Шукур Абзаиов с товарищи тремя человеки по возврате их против учиненного им при отправлении на словах секретного о разведывании о киргиз-кайсацких и о китайских обстоятельствах приказания наведывался, нижеследующее объявили:

1-е. По выезде из Троицкой крепости следуя з бывшими на меновном дворе для мены киргисцами прямо степью в семь дней Средней орды Кирейского роду до улусов [162] имеющих по сю сторону Ишима реки того ж Кирейского роду к старшине Байтуке приехали, которой их принял с почитанием и при собрании многих киргиз-кайсак их, Шукура с товарищи спрашивали, что на них киргисцов от всемилостивейшей государыни нет ли какого гнева, на что им от них Шукура сказано, что всемилостивейшая государыня на них гневу ныне не имеет, ежели они киргисцы никаких противных поступков чинить не будут, чему они и радовались, а притом бывшия киргисцы все единогласно говорили что Меньшей орды от киргисцов многия плутовства происходят, а их Аблаева владения Средней орды от киргис-кайсак как прежде никаких непорядков не было так и ныне /л. 13 об./ чинено не будет, и дабы они потем от Меньшей орды оказывающимся непорядкам к ним ж приобщены не были.

2-е От вышеписанного старшины Байтуки приехали к старшине ж Кулсаре, которой приезду их весма был доволен и за посланное писмо много благодарение приносил и в разговорах им Шукуру употреблял что он по присяжной своей должности к российской стороне как до сего показывал себя при всяких случаях усердным, так и впредь в равномерной же верности пребывать и неотлучным от российских жилищ желают быть.

3-е. Оттоле уже были у старшины Куляки, которой, между протчими разговорами им сказывал Меньшей орды о киргкецах что Егелбайлинского роду от старшины Ямалкары Чагыра все плутовства происходят и в прошлых годех ис поднижно у великой Исаларской слободы лошади ведомства ево ж киргисцами по ево научению отогнаты, а предводителем к тому воровству был бежавшей отсюда Исетской провинции Анлинской волости башкирец Ялымбет Тупаров да и ныне недавно Кубеляцкой волости от башкирца Балапана Метепчева лошадей отогнали вышеписанного Емалсары брат называемой Путай, он же, Куляка, им сказывал, что и на Кизылской дистанции /л. 14/ русские люди шесть человек побиты выше писанным же Еманкарою.

4-е. А от него Куляки они Шукур с товарищи приехали: к Аблай-салтану и посланные писма ему отдали, которой тем показывался доволен и говорил, что он по присяжной: должности во всем исправлять должен и от российской стороны отстать не желают, при чем еще употребил, хотя де в прежния времена как он, так и киргисцы, намерение и имели склонность к китайской стороне, а ныне уже совсем от того намерения он отпал и как выше сего значить желают быть в подданстве российской стороны непревратным.

5-е. Они ж де Шукур с товарищи между подлыми киргисцами в разговорах эхою призносимое слышали что китайской: владелец Богдаксол их киргисцов которые роды кочевание имели на раззоренной зенгорских калмык землице, всех згоняют и с таким приказанием ежели они доброволно с тех [163] мест не сойдут, то он имеет тысяч до пяти из своего войска выслать и побить и ни для какого б себе ползование в ево владение они киргисцы не приезжали чего они киргисцы устрашась в скором времяни оставя свой рогатой скот кочевкою бежали к российской стороне, кои многими улусами от сибирской и оренбургской линей кочеванием и состоят ныне в близости, а по какой притчине так /л. 14 об./ на них киргисцов китайской Богдоксон сердятся, того точно ни от кого по доволном их разведывании дознатся не могли.

6-е. В самом намерении как Аблай-салтан так и киргисцы по их Шукурову с товарищи примечанию к российской стороне состоят видно непоколебимыми и к китайской стороне конечно склонности не имеют, а по большей части от китайцов имеют страх немалой для чего как вышепоказано к российским границам в близость и прикочевывать начали.

7-е. Нынешнее кочевание свое имеют Аблай-салтан при речке Кылчакле, а старшины Кулсара и Куляка за Ишимом рекою от российских жилищ не весма в дальнем разстоянии например верховою ездою будет не более десять дней езды, киргисцы своими улусами по Тоболу и Абуге рекам имеются где ныне и зимовать намерены, а Абулмамет-хан по прежнему в Туркестанте, а сын ево Абулфейс в раззоренных зенгорских калмык местечках находятся ив каких наклонностях они состоять и никакого известия наведатся не могли.

8-е. У Аблай-салтана от китайского владельца и от протчих народов /л. 15/ как при них Шукуре с товарищи так и до их посланцов не было, так же и от него Аблая никуда посланных не имеется, толко при самом от Аблая их отъезде в разговорах от киргисцов слух зделался, бутто от китайского владельца к Аблаю посланцы будут, а с чем того никто не знает, а Аблай-салтан как в Оренбурге, так и в Троицкую приездом за их народскими недосужиостями отзывается.

Коллежской регистратор Петр. Чючалов.

АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1761, № 2, л. 13-15. Копия.