№ 208

1760 г. августа 30. - Сообщение тарского купца А. Шихова о борьбе узбеков и киргизов с вторгшимися в Среднюю Азию цинскими войсками

1760 году августа в 30 день бывшей в Киргис-кайсацкой Средней орде под видом купечества тарской юртовской бухаретин Алим Шихов в канцелярии генерал-майора фон Веймарна против данной ему о заграничных разведываниях словесной записки о тамошних киргиских известиях обявил:

/л. 912/ 1-е. В бытность ево в той Киргиской Средней орде у Аблай-салтана слышал он, Шихов, в разговорах от реченного Аблай-салтана, что китайское войско якобы во многолюдном числе состоит при построенном у озера Баркуля городке, при котором и всякия воинския приуготовлении имеютца, да [157] сверх того городка построены китайцами ж при урочище Ирей Хабирга два городка в растоянии один от другаго в днатцати верстах, где и хлебопашество производят, и они, кигисцы, с китайцами сатовку имеют. Помянутое ж урочище от российских крепостей в растоянии состоит, а имянно от Семиполатной скорою ездою с месец, куда де и проезд свободной.

2-е. А чтоб китайское войско куда имело намерение к походу - не слышно, но между того получил он, Шихов, известие о прибывших в бытность ево к Аблай-салтану в улусы узбяцкого города Кооку 1 бухарских купцов, которой город состоит во владении узбицкого владелца Эркени-бека 2, что в прошлом году при взятии бухарских городков Эркени, Кашкарии, Аксу и протчих всего шеснатцати городков китайским войском, кои де военного рукою и покорены, и те жители под китайское владение отдались. А особливо потому, что /л. 912 об./ бутто имеющей в городе Иркени владелец Ходжан-Бача со всеми родственниками своими и ближними лучими людми бежал к вышеписанному узбяцкому Эркени-беку, за коим хотя ис китайского войска и послано было для поимки тысяч до девяти до самых узбицких мест, но токмо те узбяки, собравшись обще с киргизами или с называемыми бурутами, ис того китайского войска побили тысяч до семи и предписанной бухарской владелец Ходжан-Бача во оной узбяцкой городок Кооку принят 3. Противу де чего те узбяки и с протчими ближними к тем городам ордами согласились ко отмщению на китайское войско, коего узбяцкого народа тож и кыргызов якобы в собрании на тех своих границах состоит тысяч до ста, которыя и имеют намерение с тем китайским войском иметь войну (собранное ж узбяцкое и протчих орд до ста тысяч войско на противо китайцов в их землю итти ненамерено, а имеет состоять и к себе ожидать того китайского войска на своих границах в пристойных местах, где тому войску следовать должно).

3-е. Назад тому месяца с полтора у Аблай-салтана был китайской посол ноен, а кто имянно, знать не может, в тритцати человеках для требования плененных киргисцами подданных китайских Садацкой волости уранхайцов 4, при коем посланце тех уранхайцов и зайсанг Саадак находился, для чего Аблай-салтан и отправился по улусам ко отысканию и для отдачи тех уранхайцов.

4-е. А чтоб реченныя киргис-кайсаки имели наклонность к подданству в китайскую сторону, того не приметил, да и ни от кого разведать не мог.

/л. 913/ 5-е. Предписанные ж киргисцы ни с кем войны не имеют, но толко между собою происходят у них великие несогласии от их собственного неспокойства, отчего и причиняетца между ими воровство и смертныя убивства и от того друг от друга имеют опасность. [158]

6-е. Аблай-салтан ныне кочевьем своим состоит, отделясь от прежняго места, урочища Камня Кокчетау, например день езды при речке Колчаклы, кочующия ж киргиския последний к Усть-Каменогорской крепости улусы движение возымели вниз по реке Иртышу ни для чего инаго, но за неимением кормов и по мелкости в прошедшую зиму снега по неимению в колках воды.

7-е. Реченной Аблай-салтан намерен послать в китайскую сторону послом брата своего Юлбарис-салтана, которой упователно уже и отправился, а для чего и с каким намерением, о том подлинно разведать не мог, почему он, Шихов, для того разведывания, когда реченной Юлбарис-салтан отправитца и как возвратитца может, и не возможно ль получить о их намерении какого известия, оставил в той Киргиской Средней орде у доброжелателного к российской стороне старшины Кулсары батыря двух человек работников своих и с вставшими ево, Шихова, товарами.

8-е. А о Абулмамет-хане, Болшей киргиской орды владелце, объявил: ныне оной Абулмамет находитца в городе Туркустанте и до прибытия помянутого китайского посланца требовал для совета реченного Аблай-салтана к себе, куда оной Аблай-салтан и ехать намерен был, но за случаем тем к свиданию со оным Абулмамет-ханом время не допустило.

/л. 915 об./ А более вышеписанного известия и разведывания в той Киргиской Средней орде ни чрез кого получить не мог и ни чего не слыхал.

Дмитрей Колугин. Канцелярист Василей Лазарев.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, оп. 113, кн. 1551, л. 912-913 об. Копия.


Комментарии

1. Т. е. Коканда.

2. Имеется в виду Ирдана-бек.

3. После подавления антицинских выступлений в Восточном Туркестане часть уйгурских повстанцев бежала в Коканд.

4. Речь идет об алтайских урянхайцах, которыми ведал перешедший на сторону Цинов зайсан Чадак, отсюда «Саадак», «Садацкая волость» и т.п. Его кочевья располагались в районе рек Кобдо и Уланком.