№ 198

1759 г. марта 19. - Из рапорта сибирского губернатора Ф. И. Соймонова в Коллегию иностранных дел о мероприятиях по защите казахов в случае нового похода цинских войск в Казахстан

/л. 50 / 13-го сего марта бригадир Фрауендорф присланным ко мне репортом от 6-го сего ж по известиям из разных крепостей представлял, а имянно:

1-е. С Кузнецкой линии ис крепости Бийской от 16 февраля прибывшей де из-за границы в Бийскую крепость ясашной [139] двоеданец татарин Ярбу Батылаев чрез толмача объявил: жительством он, Батылаев, находитца по Катуне реке близ Бийской крепости, и в бытность его в гостях у ясашного ж зайсанга Кукшина, (которой жителство имел по Катуне ж реке разстоянием от Бийской езды три дни), в обедные время незапно набежал к ним киргис-кайсаки, человек со сто, и ведомство оного Кукшина восемь кибиток с людми и со скотом разбили. Толко всех ли денствително с собою в плен увезли или некоторые разбежались, и кто притом киргиском войске башлыки были, о том он, Ярбу, не знает, а вышеписанной де зайсанг Кукшин з женою, с матерью, да з братом убежали в камень подле Катуни ж реки.

/л. 50/ 2-е. С Колыванской линии из Шулбинского завода от 19 февраля чрез следующих де мимо Шульбинского завода по зарешной западной стороне реки Иртыша Киргис-кайсацкой Средней орды киргисцов получено известие, что они посланы от старшины Хочи Бергеня батыря к Темиру-батыру, которой кочевье свое имеет против Шулбинского завода по сю сторону реки Цар Гурбана близ красных талников разстоянием полдня езды с таковым обявлением, чтобы он, Темир-батыр, от тех мест, где ныне кочует, вдаль не откочевывал, но лутче б хотя ближе и ближе к реке Иртышу прикочевал, ибо де уже и Аблай-салтан кочует вниз и намерен приближитца к Оренбургу для того, что якобы имеют опасность от мунгальского войска, которое де состоит от Шулбинского завода не более, как дней з девять езды, в семи тысечах, да еще к тому прибавочного войска ожидают. И буддо б намерен их Киргис-кайсацкую орду вовсе раззорить, для чего де и учреждены от них, киргис-кайсаков, особые присмотрщики, чтоб как скоро о движении мунгальского войска.

3-е. С Иртышской линии ис крепости Усть-каменогорской от 16 того ж февраля, при следовании де /л. 51/ из гор, мимо Усть-Каменогорской крепости киргис-кайсаков уведомленось, что они следуют из Алтайских гор от реки Катуни от Кашкарбай батыря со отправленными от него в киргиские улусы на речку Царь Гурбан пленными, якоб уранхайцами и женками, и малолетными их детми, петнатцатью человеками, коих они полонили у речки Катуни. А было де их всех кибиток до дватцати, ис коих мужской пол собрався, вооруженные чинили против их, киргисцов, сражение, при чем с их киргиской стороны убит киргизец один, да другой ранен, а тех де вооруженных уранхайцов они, киргисцы, всех прибили, а старшина де их, Кашкарбай батыр, в четырех стах человеках пошел еще за отыском, якоб уранхайского зайсанга Менки, с таким намерением, чтоб онаго чрез всякие домогателства отыскать и поймать живаго, а протчих команды его искоренить.

4-е. Из станца Белого камня от 14 февраля приезжал ко [140] оному станцу Киргис-кайсацкой Средней орды Кызул гурт батыр и между разговорами секретно находящемуся в том станце капитану Злобину обявил: в прошедшую де осень их киргис-кайсаки ездили в китайское войско для сатовки и китайские де командиры им, /л. 51 об./ киргисцам, обявили: нынешней де зимы снега глубоки, и овцы у вас ягнятца и ныне де лежите на месте, а когда будет черная земля, тогда де увидите, что будет. От китайского де хана к е.и.в. посылаютца послы, чтоб в китайскую сторону отдать вышедших в российское подданство зенгорских калмык, а ежели де не отдадут, то что бог даст, и хотят де иттить на Россию с войною, а те де китайцы стоят в урочище, называемом Хамар табан.

И хотя оные известии не совсем еще вероятны, однакож впредь упреждение вышеписанных предприятии, во всем здешним линиям х командующим от бригадира Фрауендорфа подтверждено и велено от нечаянного китайского и мунгалского войск неприятелского нападения иметь всекрепчайшую и не оплошную предосторожность и как днем, так и ночью частые и не малолюдные разъезды. И против нечаянного неприятелского нападения ко отпору иметь из состоящих военных регулярных и нерегулярных команд в резерф по две части во всегдашней и ежечастной готовности, я третья б часть всегда находилась при своих местах для содержания крепостей и фарпостов.

/л. 52/ И егда на вышеозначенных киргис-кайсаков от мунгалского войска учинитца нападение и они, киргис-кайсаки, приближатца к здешним крепостям и фарпостам, и в случае чи-нимаго им от китайской стороны притеснения просить будут о зашищении, в таком случае в силу ея и.в. высокоправителствующаго Сената указу, писанного на имя господина действителного тайного советника кавалера и бывшего в Оренбурге губернатора Неплюева прошлого 756 году октября 24 дня, жен их и детей и весь скот со взятием от них киргисцов и старшинских детей от каждого улуса по два человека аманатов пропустить внутрь линии, а самим им, киргисцам, остатца для охранения линии при самых крепостях и фарпостах. И как скоро о мунгалском движении на киргис-кайсак или на российские границы верные и обстоятелные известии получены будут, то б того ж самого времени к нему, бригадиру, репортовать, а в протчие по линии места о даче сикурсу давать знать, почему б изо всех мест вдруг те резерфные команды той же минут выступить и со всяким поспешением в те места, где неприятелское нападение, учинитца следовать могли. Когда ж китайское и мунгалское войско /л. 52 об./ уведают, то б иттить со всеми своими кошами с кибитками и со скотом для защищения на российскую сторону. Когда же китайское и мунгалское войско за ними, киргисцами, к здешним крепостям приближитца, то недопуская онаго х крепостям, чрез толмачей с учтивостию началствующим о [141] том войске объявить, чтоб они в здешние границы по силе постановленного между обоими Российским и Китайским государствами мирного трактата отнюдь не вступали и состоящих издавна в подданстве е. и.в. киргис-кайсак не разоряли.

А буде от них, киргис-кайсак какие китайской стороне учинены противности, то б о том в российскую сторону по силе заключенного мирного трактата дали знать, почему представлено быть имеет о том к главной команде и требовано будет указа. Ежели ж они мунгалцы и китайцы того непослушают, и будут усиливатца, то в таком случае в силу состоявшагося в государственной Военной коллегии в прошлом же 756-м году февраля 13 дня указу чинить отпор вооруженною рукою с крайнею силою, не допущая неприятеля ни до какой удачи, токмо во первых с нашей стороны не зачинать и ничем их, китайцов и мунгалцов, не озлоблять...

Марта 19 дня 1759 году. Федор Соймонов.

АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1759, № 2, л. 50-52 об. Подлинник.