№ 190

1758 г. не ранее августа 5 *. - Рапорт командующего войсками на Сибирских линиях бригадира К. Л. Фрауендорфа губернатору Сибири Ф. И. Соймонову о походе цинских войск в Восточный Туркестан, взаимоотношениях султана Аблая с маньчжурским двором и преследовании цинскими войсками ойратов, бежавших в Россию

(* Датируется по дню получения)

/л. 5/ С репорту брегадира фон Фрауендорфа, полученного мною 5 числа сего августа, в котором по обыкновенном заглавии писано тако.

По полученным мною со здешних линий о заграничных известиях репортам значитца, а имянно из:

1. Колыианской линии, из Шулбинского завода, сего июня 13 числа выбежало в тот завод из-за реки Иртыша тор-гоутов два человека, зайсанг Баарын Анбоев и племянник ево калмык Тотус Энжиев и объявили, что киргис-кайсаки с мунгалцами никакого несогласия не имеют, только между киргисцов в разговорах упоминаетца о выходе бывшаго ноена Амурсаная и ноена ж Шерина, и что китайцы имея притчину ко выступлению против России в несогласие имеют к нападению на розсийские крепости токмо когда точно того не значитца, а при том яко бы ожидают и на себя пришествие ноенов Амурсананя, и Ширина и российским войском.

2. С Иртышской линии ис крепости Усть-Каменогорской сего ж де июня 11 и 13 чисел выбежало в тое крепость из-за реки Иртыша два человека зенгорец Тухчарил Унжибов да торгоут Зюнгур Сажиев, кои объявили, что ныне китайское войско состоит при городе Аблакете 1, а сколко оного числом неизвестно /л. 5 об./ и следующих в Россию зенгорцов они китайцы побивают и тракт оным пересекли и не пропущают да на реке Иле собралось китайского ж войска в трех местах тысяч до двенатцати и делают болшие лотки и чрез оную реку Илелю две партии в десяти тысячах при командующих Зозеанжине и хебе амбане на тех лотках переправилось и пошли для разбития бухарских городков Иркеня и Кашкари в коих находитца бухарцов и бурутов бойцу тысяч до тринатцати (Внизу приписано: А разстоянием до тех городков от реки Или езды с месяц). А третия партия в дву тысячах при командующем же Занзине осталась и находится по сю сторону реки Илли на реке ж Гулце для поиску и искоренению зенгорских же калмык. И оное де китайское войско намерено при реке Гулце стоять [114] до осени и ожидать известия от тех последовавших на Иркень и Кашкар городки их китайских войск что у них при тех городках чинитца будет.

3. Сего ж июня 15 числа приезжало х крепости Усть-Каменогорской по ту сторону реки Иртыша к берегу на Яр ис китайского войска шесть человек, в том числе один придворной его богдыханского величества Халха Тайджи Ланиурун и объявил, что они присланы той Усть-Каменогорской крепости х командующему от их в войске командующаго Халха жинжуна, которой стоит с войском в двенатцати тысячах человек разстоянием от Усть-Каменогорской крепости езды два дни, при урочище речки Царгурбане, для проведывания /л. 6/ не имеетца ли в выходе и в принятии в российскую сторону зенгорской землицы каких ноенов, зайсангов и калмык. И буде есть, то им оных отдать. А ноен де Шерен, кои с своими немалым улусом ушел х крепости Семипалатной и чрез реку Иртыш перевезен, где они, китайцы, и тракт их обрезали. И действительно, для требования оного в отдачу послан из их китайского войска командующей Анбоен Шундена во сте человеках послом к той крепости Семипалатной, а прибыли туда или нет еще неизвестно, и ропорта ко мне в присылке не имеетца. А при том по происходящей у е.и.в. нашей всемилостивейшей государыни с их богдыханским величеством дружбе и мирному согласию просили на серебро купить себе у русских людей несколько скота и харчу, токмо им не продано. А сказано, что здесь при границах находятца только одни воинские команды, кои и сами довольствуютца казенным провиантом.

4. Оные ж приезжающие ис китайского войска х крепости Усть-Каменогорской объявили, что у них с киргис-кайсаками ныне согласно и происходит дружба по такому случаю, что они, китайцы, в прошедшем году зенгорского ноена и перебещика Амурсананя в киргиских улусах сыскивали, то оных киргисцов немало вооруженною рукою побили, и их владелец Аблай-салтан, убоясь того, учинил договор, что они киргисцы, у его богдыханского величества имеют быть в подданстве /л. 6 об./ и платить ясак. По чему по тому договору от тех киргисцов к его богдыханскому величеству послан был посланец старшина, а как зовут не знают, в девяти человеках. И оные киргисцы по той ых прозьбе в подданство его богдыханского величества вступили и приняты и от оных киргисцов для вспоможения в походы к ним китайцам в войско по нескольку военных людей присылаютца и лошадьми снабжаютца 2. Да сего ж году обще они китайцы, с киргисцами вставших зенгорских калмык разными партиями повысечь более или менея да знатного зенгорского ж ноена Ежота, кои был в тысяче человеках, разбили, а того ноена поймали и к его богдыханскому величеству отослали и уповают, что уже более в зенгорской землице, кроме как малых командами [115] человек по десяти и менее во укрывательстве находятся, а большими партиями никого нет.

5. Бухарцы и буруты, находящия в городках Иркене и Кашкарии и протчих слышно что посланным с китайским в десети тысячах войском в подданство к его богдаханскому величеству сего году склонены. А в тех ли городках находитца будут или в их китайскую сторону возьмутца, о том еще неизвестно.

6. Ныне же в их китайском войске киргис-кайсаков имеетца человек с сорок, и те же на днях с пленными калмыками в свои улусы отправятца, ибо они китайцы тех пленных калмык по дальном от их границы растоянии себе не берут, а все отдают тем киргисцам.

7. У крепости Семипалатной 3 числа сегож июня присланные при репорте от капитана /л. 7/ Молчанова из большого торгоуцкого коша мунгальцы Банчин Акчибаев всего восемь человек объявили, что у бывших для препровождения киргиских послов китайского войска пятьсот человек. При ноенах Хочючи к Тунгулы вышедшей в российское подданство в Семипалатную крепость в тысяче кибитках торгоуцкой ноен Шерен многих побил, а других в полон побрал в том числе и они с протчими взяты были в полон. А протчих человек до пятидесяти ограбя отпустил в китайское войско.

8. С новопрожектированной линии 3 с. Святого Петра минувшаго июня 25 числа выехавшие из степной стороны два человека киргисцов Сана Мурадой да Копыш Аныебой объявили, якоб Аблай-салтан намерен послать своих посланцов в Санкт-Питербурх дву человек да при них для услуг двух человек и просит позволения где повелено будет ему Аблаю-салтану ведения ево со всеми улусами и со скотом в зимние и летние времена стоять, ибо де во время прикочевания к российским границам не только самих киргизцов, но и скота их близ линии не пускают.

9. Большой Киргиской орды Абалмамет-хан 4, которой недавно ордой владельцом, призывает Аблай-салтана к себе, якоб для свидания, а зачем имянно, о том неизвестно. И Аблай де салтан по отправлении находящагося при нем оренбургского толмача Арапова обратно в Оренбурх к нему Абалмамет-хану ехать намерен. А киргиские де Средней орды улусы киренской, кипчацкой и караульной, все вдоль по линии к верх иртышским крепостям кочюют разстоянием от крепости тихою ездою два дни.

10. У крепости Кабаньей минувшаго июня 11 числа приезжал в тое крепость /л. 7 об./ киргиской старшина Кумаро-батыр и объявил, что в улусах эхо носитца, якоб его богдыханское величество об отдаче известного бывшаго зенгорского ноена Амурсананя в Россию послал посланника. И ежели в первый раз тому посланнику ево Амурсананя не объявят и не отдадут, то де и в другой раз пошлют. А буде к тому не объявят [116] и не отдадут, то уже его богдыханское величество своим китайским войскам на Росиию военною рукою поступит. И ныне де китайского войска в семнатцати тысячах состоит в зенгорской землице в тех местах, где ближнея к российским границам калмыцкая орда состояла. И китайцы там уже пашню разводят и земляные городки намерены делать.

11. Вышедшие в крепость Кабанью июня 22 числа с степной стороны отправленные от толмача Арапова (кои ныне находятца для некоторого дела при Аблай-салтане) и чиминских татара Сандуха Азаматов и Ганцык Агитов объявили, что киргис-кайсаки от китайского войска имеют великое опасение по такой причине, что калмыцкое войско в тысячи человеках нападением на китайское побито того китайского войска пятьсот человек, а как давно и какие калмыки побили, о том они подлинно знать не могут. А хотя по здешним линиям пониже писанное число за помощью божиею обстоит все благополучно, но понеже по вышеписанным известием чрез выбегших ис плену упоминаютца, что разстоянием от Усть-Каменгорские /л. 8/ крепости в семидесят верстах, при Аблаке-те точно китайское войско находитца. Да по объявлению самих китайцоп при речке Царгурбане, которая разстоянием от Усть-Каменогорские крепости два дни езды, а от крепости Семиполатной в семидесят верстах двенатцать тысяч. А всходствие того по присланной ко мне из Оренбургской губернской канцелярии по секретной экспедиции таковым же известиям значитца, что около сибирских линей того китайского войска находитца шесть санов, то есть шездесят тысеч. И коего известия, для лутчаго усмотрения присем к вашему превосходительству точную копию представляю, дабы оные на российские крепости и жилища не учинили внезапного неприятельского нападения, а особливо зляся за то, что торгоуцкой ноен Шерин, кои ныне в российское подданство принят, множество их мунгальцов побил, не причинили б какого вреда. О том от меня х командующим по здешним линиям о имении всекрепчайшей предосторожности наистрожайше /л. 8 об./ подтверждено. А к следующим сюда Троицкому драгунскому полку и яицкой команде, коя уже на вновь прожектированную линию сего июля 4 числа прибыла, дабы оные марш свой не продолжая, следовали со всяким поспешением, чрез нарочных предложено, о чем вашему превосходительству сим покорно доношу. А о том же от меня и в Оренбургскую губернскую канцелярию по секретной экспедиции сообщено июля 20 дня 1758 году.

На подлинном написано тако: Кар[л] Фрауендорф

Скрепа секретаря Лазарева.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, 1758, оп. 113, кн. 874, л. 5-8 и об. Копия.


Комментарии

1. Аблайкит - ламаистский храм, построенный в первой половине XVII в. ойратским тайджи Аблаем (о нем см. примеч. 1 к док. № 30) на реке, получившей название Аблайкит (Аблакет). Одно из первых описаний храма было сделано известным историографом Сибири академиком Г. Ф. Миллером (ЛО ААН, ф. 21, оп. 5, № 163).

2. В июне 1757 г. Аблай, командовавший казахским ополчением, с одной стороны, и командование цинскими войсками, вторгшимися в Казахстан, - с другой, подписали договор о мире, а не о подданстве. В подтверждение своих мирных намерений Аблай направил в Пекин посольство во главе со старшиной Умертеем. Характер отношений между отдельными казахскими владетелями, и прежде всего султаном Среднего жуза Аблаем, и цинским двором не выходил за рамки обычных посольских связей. В одном из своих указов в конце 1757 г. император Цяньлун признал, что казахские кочевья не являются частью территорий, завоеванных цинскими войсками и присоединенных к империи, а их владетели не были подданными династии. «В том случае, если говорим, "казахи покорились", - подчеркивалось в указе, - то это значит, что они подчинены [нам] так, как государства Аннам, Люцю, Сиам; они постигли наставления Поднебесной, но не больше. Не желаем [создавать] там округа, организовывать казенные учреждения и назначать чиновников, не [собираемся] разделять на знамена и назначать цзолинов, как в Халхе» (см. Да Цин Гаоцзун Чуньхуанди шилу, цз. 543, л. 15а).

3. Речь идет о Новоишимской военной линии (Горькой линии), проходившей от Звериноголовской до Омской крепости. Строительство ее началось в 1752 г. (см.: Аполлова Н. Г. Экономические и политические связи, с. 130-132).

4. Абулмамбет был ханом в Среднем жузе (см. примеч. 1 к док. № 125).