№ 175

1757 г. декабря 30. - поношение командующего войсками Сибирской линии К. Л. Фрауендорфа 1 губернатору Сибири Ф. И. Соймонову о потерях казахов в столкновении с цинскими войсками и перемирии султана Аблая с маньчжурским командованием

/л. 31/ Сего декабря 23 числа с Ыртышской линии господин полковник фон Лорих в присланном ко мне репорте представил: [80]

Девятаго де числа сего месяца состоящей в фарпосте Семияреком, которой состоит между Семиполатною и Ямышевскою крепостьми порутчик фон Фолкман ево полковника репортовал, что пятаго числа состоящими в том фарпосте на башне и при казенной конюшне часовыми усмотрено на зарешной западной стороне в близости против форпоста Семиярского к берегу по горе едущих киргискайсаков, коих по щете оказалось восемьдесять два человека и у всех ружья,, копья и стрелы и у каждого по две и по три лошади заводных со вьюками. А ехали оныя от состоящего на зарешной западной стороне против фарпоста от Болшаго Кургана прямо в степь. А шестаго числа проехало ж семдесят один человек, а седмаго числа дватцать шесть человек, которые ехали так же вооруженныя и з заводными вьючными лошадми и тем же трактом. А осмаго числа приезжал к фарпосту Семиярскому киргис-кайсацкой старшина Саланбай-батырь и с ним киргис кайсаков три человека, которого он, порутчик фон Фолкман чрез имевшаго у него толмача, служилого татарина Аптресякова спрашивал, зачем он приехал, и где со своими кибитками стоит. На что помянутой старшина ему, порутчику, обявил, что он со своим улусом стоит против фарпоста Семиярского /л. 31 об. / в степи разстоянием езды два дни, а туда де к фарпосту Семиярскому приехал для рубки имею-щаго подле того фарпоста на зарешной стороне в луке на строение кибиток мелкаго лесу, и оной де старшина Саланбай ему, - порутчику фон Фолкману знаком, которой и в прошедших годех со своим улусом стоял в близости Ямышевской и Железенской крепостей. Коего и просил, чтоб от протчих киргисцов отошел прочь подалее для разговоров, и спрашивал ево чрез показанного толмача, служилого татарина Аптресякова, что сего декабря 4 числа приезжал к нему, порутчику, киргиской старшина Ерыльгап, и сказывал, что брат ево Чертани-бай, находится при Аблай-салтане. А Аблай де салтан и с ним десять старшин и несколко сот человек выбранных киргис-кайсаков поехали в китайское войско для провожания того войска, которое де намерено обратно в свою землю идти.

На что оной старшина Саланбай ему, фон Фолкману обявил, что Ерылгаб старшина оное говорил неправду, ибо де у них о китайском войске, какое оно намерение имеет, ничего не известно. Но токмо де известие есть, что Аблай-салтан от того войска стоит езды дни три и во оное китайское войско Аблай-салтан два раза с некоторыми старшинами ездил.

Почему он, фон Фолкман, ему вторично обявил, что приезжали к нему двое старшин Изыргап и Таюберген батыри, которых он спрашивал, что куда от них вооруженные киргис кайсаки по зарешной западной стороне едут. На что де оныя ему обявили, что от Аблай-салтана /л. 32/ по присланным к ним старшинам писменным листам велено с каждого улуса [81] человек по дватцати и по пятнатцати прислать к нему Аблай-салтану, которые де будут обще с китайским войском некоторых калмык и степи искать.

И на те речи ему вышепомянутой старшина Саланбай ответствовал, что показанные де два старшины ему правду говорили, что де у них точно такие писма имеются, а для каких надобностей, то их киргиское войско збирается, ему старшине Саланбаю заподлинно неизвестно, а чтоб де калмык искать, и то де китайское войско и само может тех калмык и без них искать. И как ко оному старшине подъехав, ис приехавших с ним один киргизец блиско, то оной старшина тол ко сказал ему, порутчику, что де более о том их войске, что оно збирается, говорить толко де наше дело худо и более говорить перестал, и поехали на зарешную сторону.

А 24 числа сего ж декабря означенной господин полковник фон Лорих, паки присланным ко мне репортом, по таковому к нему от часто реченного порутчика фон Фолкмана представляет, что 16 числа сего декабря приезжали к фарпосту Семиярскому два киргиския старшины, а имянно Калибан и Отогон батырь, которые с улусами своими состоят против Криваго станца на западной стороне реки Иртыша езды один день, ис которых он, порутчик, по чинимым с ними разговорами, отозвав в сторону старшину Отогона, с ласкою спрашивал, подлинно ль правда, как им там слышно, что они с китайцами помирились, и в какой силе и на каком трактате их то примирение учинено, на что он /л. 32 об./, старшина Отогон ему обявил, что примирение с китайцами учинено точно, а зачем и в какой силе при том сказал.

1-е) в прошедших де годех чрез долгую войну и неоднократные у них с китайцами баталии, того китайского войска их киргисцами множество побито, а особливо, как Амурса-най от них и с своим войском убежал и их обманул.

2-е) об оных из находящихся здесь вышедших с моеншею Амурсанаевой служителей зайсанг Шаракобун объявил, что они называют царгутами, а не чюргутами 2, которые природою аюкинских или торгоуцких колмык, коих до десяти тысячь человек счисляется и под особливым зайсангом состоят, которые во время зенгорскаго замешания держали китайскую партию, а к ызвестным ноенам Дебаче и Амурсананю малым числом приставали. Токмо оныя не живут подле Дарьи реки около Бухарской украины, но в вершинах реки Или. [А на тех местах от вершины и вниз по Дарье реке близ Бухарских украин находится народ, называемой буруты, против чюргутского описания множество их и к войне силою сходны. И имеют своего особливого владелца, которой хотя пред сим и был в зенгорском владении, токмо с начала зенгорского замешания и до выхода вышеписанного заисанга Шаракобун, держались китайской стороны] (Текст в квадратных скобках написан на полях). Около [82] Дарьи блиско бухарских украин находятся премножество народу чюргут, которыя люди ростом весьма велики и сильны и на войне проворны, а имеются в подданстве под китайцами и с ними, чюргутами, у них, китайцов, согласно, кои де и своего главного командира имеют, которые де намерены были прошедшей весной обще с китайцами против их, киргисцов, воевать. И по тому полученному известию Аблай-салтан всех старшин к себе собрал и оным то известие объявил и всем старшинам сказал, что тепере де время с китайцами помирится, ибо де чрез такую войну кроме крайняго раззо-рения ничего не останется, причем нижния киргис-кайсаки, которые де далеко в степи кочуют, об оной китайской с ними войне несогласны и ослушны. На что все старшины со Аблай-салтаном согласились и некоторые выбранные старшины как в китайское войско, так и к показанным чюргутам посланниками отправлены были. И велено тем чюргутам объявить, что Аблай-салтан намерен с ними помирится, а по прибытии де тех киргиских посланников в китайское войско китайской главный командир, выбрав ис китайских старшин четырех человек /л. 33/ и обще с теми киргискими посланниками к выше реченным чюргутам отправлены были, и ту войну против их, киргисцов, тем чюргутам отказали 3.

3-е) При том же примирении у них киргис-кайсаков с китайцами заключено, чтоб беглого их киргис-кайсаков ноена Амурсананя обще в степи искать, токмо де китайское войско в то время во близость к себе их киргисцов не допускали, а того Амурсананя особливо сами искали, ибо де в то время то китайское войско им, киргисцам, не очень еще верили и слышно было, что тем китайцам в их киргиском искании Амурсананя очень сумнительно было, а особливо от того, что тот Амурсанай в ночное время от них, киргисцов, из рук ушел и признавали, китайцы, что якобы Амурсанай действително у них, киргисцов, втайне находится, а как по получении де перваго известия чрез российских людей, что тот Амурсанай утонул, то и стали де то китайское войско с Облай-салтаном поблизости и в дружбе находится, токмо де на то известие, что Амурсанай утонул, за обстоятелно не верили и с Аблай-салтаном соглашались, чтоб обще того Амурсаная искать и от российской стороны, где де тот Амурсанай точно находится требовать, а ежели де российские того Амурсаная добровольно не отдадут, то б таком случае силною военною рукою требовать. Однако де о тех разговорах Аблай-салтан, собравши всех старшин и о силном военною рукою Амурсананя от российской стороны требовании объявил, на что помянутая старшины о том силною военною рукою от российской стороны Амурсананя /л. 33 об./ требовании весма несогласны, которое несогласие чрез долгое время продолжалося.

И между тем от китайского войска два раза с [83] присланными листами на то от российской стороны силною военного рукою Амурсаная требовании резолюции требовано, однако де чрез то продолжительное время, попрежде как первой снег выпал, китайское войско получили от двух российских людей известие, что точно Амурсанай находится в российской стороне и недавно де умер, а в каком месте, того они, китайцы, им киргисцам, не объявили, по которому де известию от китайского при войске главного ноена чрез нарочно посланного к его богдыханскому величеству репортовано. А какая де резолюция на то последовала, о том им, киргиским старшинам, неизвестно, токмо де от богдыханского величества прислано к Аблай-салтану десять вьючных верблюдов с тюками всяких китайских товаров в подарок, против чего де и Аблай-салтан его богдыханскому величеству собранных из улусов тысячю лошадей, в том числе пятьдесят винохотцов, в подарок отправил. Еще ж де Аблай-салтан получил от его богдыханского величества за собственною рукою лист и при том повелено ему, Аблаю-салтану кочевать со всеми своими улусами в землице Алтай-Тау, где прежде находились вышедшие в Росию калмыки, в такой силе, чтоб Аблай-салтан впредь без его богдыханского величества указу ни с кем никакой войны не начинал и когда де китайской и бухарской караваны в российскую сторону следовать будут, то б по полученному /л. 34/ от его богдыханского величества листу он, Аблай-салтан, всегда для провожания тех корованов, чтоб обиды чинено не было достаточной канвой давал.

А с сего числа, то есть декабря с 16, назад тому тритцать дней, то китайское войско за неимением в степях корму, разделясь на три части, пошли кочевать в горы Баргуль и намерено оное войско сею зимою обратно в свою землю следовать. А Аблай де салтан ныне находится в степи около Обогаи Тобол озера [об оном озере, где оное лежит, неизвестно, толко должно быть между рек Тобола и Ишима, ибо по известиям слышно, что Аблай-салтан с Кулсарою там находится] (Текст в квадратных скобках написан на полях). И при отъезде китайского войска главной китайской ноен Аблаю-салтану всех калмык, которые у них в полону были, отдал с таким объявлением, чтоб таких калмык российским купцам и протчих де отнюдь не продавать, да сверх того показанной главной ноен Аблай-салтану трех калмыцких старшин и несколко сот калмык в степи искать просил, которые де находятся около Алагуй озера 4, а по российски называется Пестро озеро [где оное лежит, здесь неизвестно], и с ними, калмыками, поступать, как он Аблай-салтан сам хочет, по ево желанию, почему Аблай-салтан при бытности своей при означенном озере Абаган Тобол всем старшинам листы послал, по коим приказал собрать шесть сот человек киргис-кайсак, и по собрании имел их послать [84] для искания вышепомянутых трех калмыцких старшин с калмыками.

И по вышеобявленпым разговорам он, порутчик фон Фолкман, означенных старшин Каянбая и Отогон батырей спросил, что когда им от Аблай-салтана о требовании Амурсананя из российской стороны силною и вооруженною рукою обявлено, то что на то их старшины /л. 34 об./ советовали, и на то ему оныя ответствовали, что как толко то о том требовании из российской стороны силною рукою Амурсананя объявление получили, то того ж самого часу дватцать старшин, в том числе и Каенбаев брат родной, к Аблай-салтану поехали, и, как вышепомянуто, весма не согласились и просили, чтоб по оному китайскому требованию о сыскивании Амурсананя из российской стороны силною рукою как возможно китайцом отказать или продолжением времяни медлить, ибо де у них без российских приятельств для их киргиского пропитания и некоторых сатовок мелочных товаров, а особливо де в зимнее время для довольства в российской стороне скота им обойтится никак невозможно, да к тому ж де Аблай-салтану те старшины объявили, что хотя землицу им киргисцам китайцы отдали и то де оное толко для одного летняго времянии им кочевать способно, а в зимнее время для скоцких кормов и протчих надобностей неспособна и бес того де обойтится, что подле реки Иртышу не зимовать никак невозможно, и ежели де у них с российскими несогласно будет, то де они в то время к российским границам припускаемы не будут, и у них де також раззорение будет, как в прежде бывшую с российскою стороною войне было.

Причем он, фон Фолкман, им, старшинам говорил, в такой силе, как из их речей усмотреть мог, что им без российских обойтится никак невозможно, а многия от них киргисцов происходят лукавствы и обманы и сказывают, якобы /л. 35/ о перегоне на российскую сторону табунов от Аблай-салтана указ имеют: на что оныя старшины ему, порутчику, ответствовали, что Аблай-салтан о перегоне на российскую сторону табунов никому листов не дает, да и дать де не должен, но токмо де их киргис-каисаки за неимением на зарешной стороне в степи скоцких кормов сами своеволно по крайней своей нужде на российскую сторону восточную сторону табуны для корму перегоняют. А что же де во обратном на зарешную западную сторону их киргиских табунов перегоне, и в том от некоторых киргисцов чинятся противности, и того де чинить им не надлежало и весма де негодится. По чему он, порутчик, их старшин еще спрашивал, что куды их киргиское збирается войско, ибо де мимо фарпоста чрез три дни по зарешной западной стороны прошло в верх в степную сторону вооруженных сто семдесят девять человек. И на то ему обявили, что то их войско збирается в шести сотное число человек, как вышеописано, для искания предупоминаемых [85] трех калмыцких старшин с несколкими стами калмык при Алагуи озере, что по руски называется Пестрое, на что им, старшинам, паки объявил, что в недавном времянии приезжал к фарпосту Семиярскому Саланбай-батырь и сказывал ему, что он о том их киргиском войске, куды оно збирается, неизвестен, толко же дело их худо, говорит и на то оныя старшины ему, порутчику, обявили, что де ему, Саланбаю, о том знать неможно, ибо де он по имевшей в ево улусех оспе далее в степи чрез все лето был, а сюда чрез краткое время приехал, и по всем /л. 35 об./ вышеписанным обявлениям он, фон Фолкман, им сказал, можно ль им, старшинам, верить, что они теперь обявили. На что оныя оба старшины, протянув свои головы, показали, что де мы теперь в ваших руках, что хотите делайте, а мы де свои головы на отсечение даем, что все правду говорили доброволно, без всякого принуждения. А ежели б де (они) у них с китайцами какое намерение против российской стороны было, то б де они, киргис-кайсаки с своими улусами, где их находятся жены и дети, в близость к российским границам не прикочевали, и скоцких бы табунов в российскую сторону не перепускали, и российским бы де людем почти в руки не отдали.

А с новопрожектированной линии ис крепости Святаго Петра господин майор Волштерн между протчим репортует, что сего декабря шестаго на десять числа приезжал в крепость Святаго Петра доброжелателной старшина Куляка-батырь, и в разговорах обявил ему, майору, что Аблай-салтан и Кулсара-батырь кочуют близ Звериноголовской крепости по Алабуге-реке и на сих днях приехал к Аблай-салтану китайской посол осведомится о их киргиском состоянии, обявил, что оныя китайцы вскоре в свою землю возвратятся, а более де он, Куляка, о том после, чего ради приехал, якобы не знает.

С приписью Дмитрей Колугин.

АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1758, № 4, л. 31-35 об.

Копия с донесения бригадира Фрауендорфа от 30 декабря 1757 г.


Комментарии

1. Фрауендорф Карл Львович - генерал-майор, командующий войсками в Западной Сибири в 1757-1760 гг.

2. Царгуты, вероятно, искаженное название родо-племенной группы харнутов, входившей как этнический компонент в состав ойратской народности. Чергуты, чюргуты (прав.: торгоуты), в 1701 г. переселились в Джунгарию, где подверглись гнету со стороны феодалов дома Чорос.

3. Позже султан Аблай, объясняя русским властям мотивы, побудившие его прекратить сражения и вступить в переговоры с цинским командованием, говорил, что «он все то делал поневоле, будучи в малолюдстве окружен со всех сторон от китайского войска, без чего-де из рук их избавиться ему было никак невозможно» (ЦГАДА, ф. 248, Сенат, оп. 113, 1758, № 867, л. 5). Однако значительная часть казахских владетелей «от сего им противного намерения отказалась» (АВПР, ф. 122/1. Киргиз-кайсацкие дела, 1762-1775, № 14, л. 200).

4. Речь идет об оз. Алаколь.