№ 168

1757 г. июнь *. - Объявление Сената джунгарскому посланцу зайсану Дабе об условиях принятия Амурсаны в подданство России

(* Датируется по док. № 167)

/л. 91/ По указу е.и.в. самодержицы всероссийской присланному сюда от зенгорскаго нойона Амурсананя зайсангу Дабе объявляется следующее.

1-е. Понеже из полученного здесь листа его, Амурсананя, никакого точнаго намерения и прошения не усмотрено, и для того и резолюции точной на оной дано быть не может, но ежели он, Амурсанань, желает быть в подданстве е.и.в., то в разсуждении сего такое е.и. в. соизволение есть, что он по причине бытности его пред сим в китайской стороне и обязателства тамошним подданством, на такой кондиции принят быть не может, чтоб ему с зенгорскими улусами, /л. 91 об./ которые с ним из нынешняго их разсеяния совокупится могут, кочевать при границах сибирских, для того, что за то с Китайским государством лехко произойти может несогласие и холодность. А е.и.в. яко миролюбивая монархиня без задаваемых важных и законных притчин ни с кем из своих соседей войны начинать не изволит.

2-е. А ежели он похотел бы при нынешних для него бедственных обстоятелствах возыметь прибежище собственною его персоною, в неболшой свите в империю е.и.в., то он не только принят, но и со всяким удовольствием в пище, в платье и в протчем призрением в безопасном месте, пока сам похочет, содержан быть может.

/л. 92/ 3-е. Напротиву же того, ежели он, Амурсанань, с некоторыми улусами зенгорскими похочет принят быть в подданство е.и.в., то должен он будет перейти на Волгу в соединение к здешним подданным торгоутским калмыкам, в ведомство тамошняго хана Дондук Даши, Чакдоржапова сына, причем он наикрепчайше обнадеживается, что и улусы зенгорские все, которые он с собою приведет, оставлены будут при нем и в собственном его владении, и хану повелено будет содержать его в особливом разсуждении.

4-е. Но ежели он на такой кондиции в подданство е.и.в. вступить не пожелает, а вместо /л. 92 об./ того захочет искать способов учиниться в зенгорском народе владелцом, и в том ему со здешной стороны препятствовано не будет, да и впредь без задаваемых разве от него самого причин он и зенгорской народ оставлены быть имеет в покое.

5-е. И понеже здесь из Сибири получено известие, что препровождающей его зайсанг Дабу до здешней границы [68] зайсанг Эрке, по приезде их в Сибирь там задержаны, то ему, Дабе, объявляется, что сие произошло по такой причине, что призыв владелца их Амурсананя в здешнюю сторону поручен был оренбургскому командиру, а в Сибирь о том знать не дано, дабы сие во вред его ж, Амурсананя, в дальних местах /л. 93/ разгласиться не могло, а ныне по приезде его, Дабы, на тамошнюю границу и помянутого зайсанга Эрке с ним зелено отпустить. А между тем в знак высочайшей е.и.в. к нему, Амурсананю, милости и в разсуждении нынешняго его недостатка посылается к нему двести червонных, и на платье хорошаго сукна пять аршин, да парчи серебреной десять аршин.

Таков ответ прочесть оному зайсангу Дабе на калмыцком языке и по прочтении отдать ему без подписания и печати, объявя при том, что ответнаго писма отсюда с ним не посылается затем, чтоб оное каковым-либо случаем в китайские руки попасть не могло.

/л. 93 об./ Вышеписанное награждение оному Амурсананю разсуждено учинить для того, дабы ежели он в зенгорском народе усилится, мог чувствовать бывшее ему со здешной стороны призрение, и тако сверх даваемых ему двух сот червонных на сукно и марчю употребить рублев до ста, причем також де разсуждено и тому присланному от него зайсангу зделать и дать кафтан суконной хорошей же с полукафтаньем шелковым штофным, а служителю его кафтан суконной с голевым полукафтаньем и на отпуске сверх кормовых денег пятьдесят червонных 1.

Скрепа секретаря Ивана Постникова и регистратора Алексея Лотошникова.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, 1757, оп. 113, кн. 1219, л. 91-93 об. Отпуск.


Комментарии

1. Зайсан Даба уехал с ответным посланием царского правительства к Амурсане 23 сентября 1757 г. К этому времени ситуация в Джунгарии изменилась. Потерпев поражение, остатки повстанческих отрядов ойратов уходили в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Амурсана, в сопровождении нескольких приближенных, решил искать спасение в России. 28 июля он прибыл в Семипалатинск и был отправлен в Тобольск. Здесь у него начался рецидив оспы, и 21 сентября 1757 г. он скончался.