№ 164

1757 г. января 7. - Письмо командующего войсками на Колывано-Кузнецкой линии полковника Ф. И. Дегарриги к Амурсане с предложением о встрече

/л. 17/ Ныне здесь в пограничных местах по высочайшему ея и. в. моей всемилостивейшей государыни указу определен [55] командиром, а в бытность мою сего года слышал, что па всю вашу зенгорскую землицу учиненное китайским и мунгалским войском крепко неприятельского нападения и бесчеловечного поступания и по оному некоторые зайсанги с улусными их людьми пришед к российским границам и просили чтоб их от безвреминной смерти избавя, принять во всероссийское ея и в. моей всемилостивейшей государыни подданство, и потому мною приняты, от которых известился, что вы продмедавием времянем от киргис-кайсак во сто пятидесяти человеках приблизились сюда к российским границам и чрез нарочно посланного в Семипалатную крепость знатного человека Дабу дали знать которой и паки к вам обратно по прежней з Зенгориею доброй дружбе отпущен, сверх всего оного нал: объявляю, что вы ныне войском мунгалским толь жестоко обеспокоены, что и собственных природио-наследных улусов лишены или, где уже доброго прибежища безнадежными находитесь, потому уповая на всевысочайшую ея и.в. ко всем народам высокоматерную щедрую милость, смелость возымел к нам, ноену, /л. 17 об./ яко моему другу дабы вы по природе и чести вашей в таковых местах не жили, послан был от меня нарочной, которой встретился с едущими от вас сюда зайсангами Добоем и Еркеем с товарищи в недалном отсюда расстоянии, с коими и обратно возвратился, которые по приезде мне объявили, что посланы от вас ко двору ея и.в. моей всемилостивейшей государыни за прозьбою о принятии вас в претекцию ея и.в., а понеже по е.и.в. моей в.г. указом и не только вас, но ежели и зенгорской землицы, кто знатные люди с подвластными своими выходить и в протекцию ея и.в. моем в.г. проситца будут то им прием и заключение с ними трактату чинить мне без представления повелено.

Однако ежели вы то свое самоохотное бытием в высокой ея и.в. моей в.г. протекции желание иметь изволите, то с ними присланными от вас зайсангами никакого согласия и заключения трактата, а особливо же и о надобном вам ко двору ея и.в. моей в.г. представление учинить не можно, чего для вас прошу пожаловать для вышеписанного, а особливо же и для свидания имея несумненную и крепкую /л. 18/ надежду с послаными с сим вашими калмыцкими двумя и российскими людьми ко мне прибыть сюда почему наилутчее с вами согласие и о чем принадлежит ко двору ея и.в. моей в.г. представление учинено будет, что за способно признаваю.

Ея и.в. в.г. моей пограничный командир при подписании руки обыкновенную мою печать прилагаю 1.

На подлинном подписано тако: полковник Франц Дегаррига.

Генваря 7 дня 1757 году.

АВПР. ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1757, № 6, л. 17 -18. Копия


Комментарии

1. Амурсана получил это письмо, но поехать на свидание с полковником Ф. И. Дегарригой, опасаясь ареста, не решился (подробно см.: АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1757, № 6).