№ 144

1756 г. января 26, - Рапорт командующего войсками Колывано-Кузнецкой линии полковника Ф. И. Дегарриги командующему войсками на Сибирских линиях бригадиру И. И. Крофту о прошении 13 зайсанов Южного Алтая принять их в подданство России

/л. 7/ 1756-го году генваря 26 дня волости Таутелеуцкой 1 есашные татара двоеданцы 2 Укош Кучюгешев, Кулей Кучегешев же, о нижеследующем объявляем:

Посланы мы из вышеписанной волости зайсангом Намкыем Молаевым сыном, которой к нам прислан же от собрания на реке на Имлуке зенгорского владения тринатцати зайсангов, а имянно: канской - Онбо, уранхайской - Бокол, телеуцкой - Кутук, Буктуш, Брут, Номык, Номыкай, саянской - Амзынак, терлецкой - Кочерен, а о протчих за необъявлением от зайсанга Намкыя неизвестны, которой, пришед к нам, сказал, что он послан от тех зайсангов с таковым объявлением, дабы их принять с их волостьми в подданство е. и. в. для того, что по бывшей войне у зенгорского владелца с мунгалами - по усилности, их, мунгалцов, а по несостоянию-владелца Дебачи, стали быть в их, мунгалском, подданстве, которые точно и подвергают и обещают их за те верности учинить таковыми ж зайсангами, точию они в том их подданстве быть не желательны. А зенгорской владелец Дебачи ис подданства своего /л. 7 об./ не отпущает и для тех притчин стоит мунгалского войска при старшинах Шиита, Ранге, Чечен, ноене Катан Белее на реке Чюе от Телецкого озера, например, верст со сто, восемдесят тысяч, и те тринадцать зайсангов просят, чтобы для верности о принятии их в российское подданство прислать из России хотя одного человека для переговору и взятья от них писем, а по прибытии в российское подданство, где они жить пожелают, о том нам от зайсанга Номкыя не объявлено. А кроме вышеписанного за необъявлением от зайсанга Номкыя и за скорым нас отправлением объявил за закрытием мунгалцами всех дорог и что они к тому не допущают, ничего не имеем. [25]

В чем под подлинной по своей вере подписались 3.

При переводе был за толмача драгун Михаила Давыдов, в чем под подлинной и подписался. Вместо драгуна Михаила Давыдова прозьбою ево подписал писарь Дмитрей Вязьмин.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, оп. 113, кн. 1227, л. 7-7 об. Перевод.

Комментарии

1. Таутелеуты - горные телеуты.

2. Двоеданцами называли тех южных и северных алтайцев, которые, являясь подданными России, платили одновременно дань (албан) ойратским феодалам. Не желая вступать в конфликт с Джунгарским ханством, русское правительство мирилось с подобным положением (см.: Потапов Л. П. Этнографический обзор племен Алтая).

3. В первой половине 1756 г. послания аналогичного содержания алтайские зайсаны неоднократно отправляли местным сибирским властям. Так, 18 апреля 1756 г. в Коллегию иностранных дел были доставлены следующие два письма:

«Мы, зайсанги, именуемые: Омбу, Гулчухай, Хутук, Намки, Боохол, Церин, Буктуш, Бурут, Намук, Намджил и Замсунак, со всеми нашими людьми желаем быть в подданстве Белого царя, токмо ныне нас отсюда хотят взять и перевесть в другое место, и для того просим вскоре нас от того защитить».

«Напред того мы, бывшие владения Галдан Череня двенатцать зайсангов пред сим посылали к вам с известным нашим письмом эайсанга Намку, також и ныне мы, двенатцать зайсангов, со всеми нашими улусными людми желаем быть в подданстве Белого царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак, какой по соизволению Белого царя определен будет. И ежели Белой царь, когда в потребном случае нам, двенатцати зайсангам, соизволит повелеть, на наш зенгорской народ, или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы онаго войска, в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять. А мы, намерение имеющие быть в подданстве Белаго царя двенатцать зайсангов, состоим в тысяче пятистах кибиток людей или, может быть, более, или малым чем менше. И тако и мы, двенатцать зайсангов, послали с сим Намку и руку приложили» (ЦГАДА, ф. 248, Сенат, оп. 113, 1756, № 1227, л. 45-45 об. Пер. с монг. XVIII в.).