№ 138

1752 г. октября 15. - Промемория селенгинского коменданта бригадира В. В. Якоби в Иркутскую провинциальную канцелярию о бегстве ряда ойратских владетелей в Цинскую империю и о военных приготовлениях на джунгаро-халхаской границе

/л. 590/ Промемория

От брегадира и селенгиского каменданта Якобии в Ыркуцкую провинциальную канцелярию.

Понеже сего 752 году июня от 26 числа о полученных известиях чрез нарочно посланного толмоча об отложении в контайшинском владении Чингеского колена 1, именем Балзуре 2 и о происхождении войны и о протчем в посланной отсюда во оную канцелярию промемории объявлено, и что о том о разведывании в Кяхтинской и Цурухатуйской фарпосты х кому надлежало указами предложено, и что окажется также сверх оного впредь какие известии получены будут, о том сообщено быть имеет. Чего ради посыланным в Мунгальскую землицу к мунгальским владелцам Очирой бату, Тушету-хану и генералу Хошой чин Уану с письмами о пограничных делах толмачу Саве Фролову да под видом толмача гренодеру Василью Шарину о разведывании как о том, так и о протчих ими о тамошних же обращениях пристойным образом под секретом приказано было, кои по возврате репортами объявили, а имянно:

Фролов - сентября 14. Что де в 751-м году по объявлению ему от мунгалца Аратана в китайском владении между караулами, называемыми Улятуем и Хараусуном 3 /л. 590 об./ ис контайши[нс]кого владения выходили выходцы контайшинцов пятдесят юрт, которые де выходцы приняты в китайскую сторону, а за ними хотя в погоне контайшинцов сто человек до границы были и объявленных выходцов требовали, точию не отданы, кои де и по ныне имеетца в китайской стороне, а объявленные погонщики контайшинцы так ни с чем от границы возвратились. Да бутто контайшинского владения войско по осени прошлого 751 году (по произнесению у них, мунгалцов, эхою) приближилось к их границам, а для чего и в коликом числе и кто начальником при том был, того он, Араптан, достоверно сам не знает.

Однако ж де по весне сего году их Тушетухан и генерал Хошой Чин Уан на тамошную границу контайшинскую для учреждения предосторожностей ездили и вскоре оттуда возвратились, которыми тамо и учреждено и к прежним прибавлено, а имянно в нижеследующих местах войска ныне состоит: при крепости, называемой Хараусунской, конницы девять [17] тысяч, да при крепости ж /л. 591/ Улятуйской пять тысяч, и при тех же де крепостях артилерии при каждой крепости имеетца по триста пушек со всем снарядом: да при урочище Хангае конницы ж три тысячи пятьсот; при урочище Дзо Ирдяки 4 тысяча пятьсот человек. И оное де войско в показанных местах состоит все под командою вышеобъявленного генерала Чин Уана, точию де как на контайшино владение, так и на другие орды и на Россию к войне никакого намерения не слышно.

Шарин сентября 25 чисел.

1-е. Что де в нынешнем 1752 году по объявлению ему от столника мунгалского Уржина, а в котором месеце точна не объявил, ис контайшиного владения вышло в китайскую сторону чрез урочище Баркуль выходцов сто пятьдесят семей, кои в китайскую сторону и приняты и отосланы для кочевья и житья от контайшиной границы вдаль в левую сторону китайского владения в ведомство Цыцын хана, яко то в восточную сторону. Да кроме де тех, как у них, мунгалцов, эхою произносилось, за теми ж выходцами ис контайшиного владения шло х китайской границе еще контайшинцов же перебещиков тысячи с три человек, но токмо ко границе китайской контайшинским посланным в погоню войском не допущены, причем между ими и баталия происходила, а кто при тех /л. 591 об./ выходцах начальник именем был, оной Уржин не знает. Которые де выходцы за недопущением, поворотясь, ушли поблизости в другое владение, в Казачью орду.

2-е. Бывшие в Пекине в 751-м году контайшинские послы ис Пекина возвратились в свое владение ныняшнего году по весне, и ехою де у них, у мунгалцов, произноситца, якобы оные просились о пропуске из их владения для поклонения к далай ламе, токмо им не дозволено.

3-е. В 751-м году на границе китайской контайшинских купцов для купечества весьма довольно было, точию де китайским купцам торговать с ними под великим наказанием было запрещено, которого торгу и по ныне с ними не имеется, а для каких резонов то купечество запрещено, он, Уржин, не знает же.

4-е. На контайшинскую границу к прежним войскам из мунгалцов для предосторожности по указу ханскому прибавлено конницы три тысячи человек, для смотрения и учреждения тех вновь определенных. Тушету-хан и генерал Чин Уан туда по весне ездили, точию у китайцов с контайшинцами никакой войны не слышно.

И, кроме объявленного, ничего более ни чреж кого разведать не могли. Да сверх оных Кяхтинской фарпостовской таможни камисар Петр Бурелаков по посланному /л. 592/ к нему отсюда указу в Кяхте чрез китайских и бухарских купцов разведал, что находящейся в контайшинском владении Чингыйского колена именем Медечей 5 брат вышепомянутого [18] Балзура в десяти тысячах войска, отложась от контайшиного владения, и в намерении в китайское владение шел. И хотя за ним оттоль чинена была для поимки ево высылка в таком же числе войска, однако ж де оной Медечей пред ними ушлась и следовал было уже вблизости х китайской границе, точию чрез сильные высилки контайшинцов тот ево намеренной путь ими пересечен, почему оставя он то принужден уже, как видно, по какой способности следовать х Казачьей орде, где оною и принят, и ныне де находится при оной 6. И войны между ими никакой не произходило.

А после де того прошедшей весны контайшинского войска до дву тысяч человек пришли в мунгалскую состоящую на границе армию, якоб своеохотно в подданство, где мунгальскими командирами они, контайшинцы, и приняты. Да нынешняго де году от реченного ж контайши вышло до дватцати тысяч вооруженных близ урочища Котогоя на границу. А как пред приезжавшей ис Пекина нарочно генеральной персоне, а какого точно характиру, неизвестно, оные объявили, яко б они пришли не для начатия войны, но для содержания и плода скота и лошадей и для ж роспахивания /л. 592 об./ к насеву хлеба земли, росположась по разным местам, и разглашают, яко б де внутрь их контайшиного владения за множеством нападшим сверчкам и другим летующим и ползающим гнусом быть им самим и скота содержать в доволном пропитании невозможно. И потом де оная упомянутая персона, оставя их, из войска поехал обратно в Пекин. И по объезде ево в скором времяни к состоящей на границе китайской и мунгалской армии в приполнение вооруженного войска прислано довольно, токмо войны не слышно.

Того ради в Ыркуцкую провинциальную канцелярию о вышеписанном за известие сею промемориею и объявляетца. А впредь какие вновь о происхождениях в китайском владении известии получены будут, о том во оную канцелярию сообщено быть имеет. Ыркуцкая провинциальная канцелярия о вышеписанном благоволит быть известна, а о том же обретающемуся в Сибире брегадиру Крофту ко известию сообщено. Октября 15 дня, 1752 году.

На подлинном пишет тако: Брегадир Якобий, аудитор Григорей Суворов, канцелярист Никита Ляхов.

Пометы: канцелярист Григорей Березовской. С подлинной читал за протоколиста Стефан Звездовский.

ЦГАДА, ф. 248. Сенат, оп. 113, кн. 1607, л. 590-592 об. Копия.


Комментарии

1. Т. е. потомков Чингисхана.

2. Речь идет о джунгарском тайджи Банчжуре, брате Амурсаны (об Амурсане см. примеч. 2 к док. № 142), активном участнике межфеодальных войн в Джунгарии в начале 50-х годов XVIII в. (см.: Златкин И. Я. Русские архивные материалы об Амурсане).

3. Правильно: Улясутай и Хараусун - цинские крепости в Западной Монголии, построенные в 20-30 годах XVIII в.

4. Имеется в виду урочище Эрдэни-Цзо на правом берегу р. Орхон, где расположен монастырь того же названия.

5. Вероятно, речь идет о нойоне Дабачи (см. примеч. 1 к док. № 134).

6. Речь идет о том, что потерпев в 1751 г. в борьбе за престол в Джунгарском ханстве поражение, Дабачи был вынужден бежать в Казахстан (в Средний жуз), где был весьма благосклонно принят султаном Аблаем (см. примеч. 1 к док. № 123) и другими казахскими владетелями (ЦГАДА, ф. 248. 1-й департамент Сената, 1752, оп. 113, д. 1607, л. 537об.).