№ 124

1741 г. августа 26 *. — Из записи расспросных речей ойратского посла Донрюнга 1 в Самарской провинциальной канцелярии о взаимоотношениях Джунгарского ханства с Цинской империей и владетелями Казахстана

(* Датируется на основании числа, указанного в рапорте из Оренбургской комиссии в государственную Коллегию иностранных дел (АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1741 — 1745, № 3, л. 12))

Напредь сего тому лет з десять, китайской государь присылывал и прежде бывшему их хану контайше посланцов своих с таким требованием, чтоб оной их хан со всем своим владением пришел в подданство ево, а ежели приттить доброволно не пожелает, то грозил войною, объявляя, что в ево Китайском государстве войска гораздо более, нежели у их хана, но оной их хан, не похотя принять ево подданства, начал противу китайцов продолжать войну. По смерти же онаго хана сын ево, а их наследный хан Галдан Церин той начатой войны не оставил, но паче оную возставил и продолжал пять лет. Но во оное время года с четыре были со обоих сторон чрез посланцов договоры к примирению, к чему начало принял китайской государь для того, что их зюнгорские войски всегда пред китайцами в выиграше были, а тому ныне другой год помянутой их хан с китайцами примирился (а на каких кондициях не объявил) 2 , а во всю оную с их китайцами войну киргис-кайсаки приходя в их улусы /л. 17 об./ немалые раззорении причиняли и владелцов маломочных побивали и владении их в полон к себе забирали, к тому ж когда они, киргисцы, в их улусы для какого-либо дела приезживали, то всегда им честь и удоволство показывано, а от них к ним посылаюсчияся никогда в свои жилисча возврасчения [304] уже не имели, но всегда киргисцами побиваны, которых обид хан их более уже претерпеть не мог. И для того по заключении с китайцами мира отправил на них, кайсаков, войною войска своего тритцать тысячь, под главною командою сына своего... Ламы Даржи 3 , которое оных киргисцов нарочито разбило и притом в плен людей побрано упователно не менее того сколко киргисцы напред сего из их улусов увезли. Между оными ж пленными взят Аблан салтан з другими есче троими салтанами и несколько знатных старшин, а скота всякого гораздо более того нежели киргисцы у них прежде взяли, ныне их войском отогнато и ныне же оныя киргис кайсаки /л. 18/ с ними помирились на таких кондициях чтоб им впредь никаких с ними ссор не иметь, и для размену людей несколько киргис-кайсаков поехало в их жилисча...

Толмачил переводчик Иван Ерофеев, подполковник Максим Куроедов, асесор Петр Батов.

АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1741-1742, № 3, л. 17-18. Копия XVIII в.


Комментарии

1. Донрюнг был направлен джунгарским ханом Галданом-Цэреном к хану волжских калмыков Цэрен-Дондуку, по дороге заболел и умер в Самаре.

2. Условия эти известны нам из материалов китайских источников (см. примеч. 5 к док. № 122).

3. Лама-Доржи (ок. 1728—1753) — старший сын Галдана-Цэрена от одной из наложниц. В 1750 г. захватил престол в Джунгарском ханстве, правил под именем Эрдени-Лама-Батур-хунтайджи. Во время вторжения ойратских феодалов в Казахстан в 1740-1741 гг. был помощником командующего армией.