№ 116

1734 г. июня 10. — Грамота императрицы Анны Иоанновны владетелям Старшего казахского жуза о принятии их в российское подданство

Киргис-касацкой Болшой орды бегом Коадарби, Тюляби, Сатай-батырю, Кангилди-батырю и Буляк-батырю, и всей той киргис-касацкой Болшой орде нашего и. в. милость.

К нам, великой государыне, к нашему и. в. писали вы, всенижайше донося, что вся та Болшая орда обещается быть в подданстве нашем. А подданной наш Абулхаир-хан всеподданейше нам доносил, что он вас уже в подданство наше и принял и с тем прислал сюда ко двору нашему, посланцов ваших Аралбая и Арасгелди-батыря, и при них от себя нарочного Татлымбет-батыря. И мы, великая государыня, наше и. в. на то ваше прошение /л. 33 об./ всемилостивенше склонялся, соизволяем вас в подданство наше принять на таких же кондициях, на каких в подданство наше принят Абулхаир-хан с войском касацким Меншой орды, о чем в нашей и. в. грамоте ко оному Абулхаир-хану писано с нарочно к нему отправленным Татлымбеть-батырем и Банбек-теленгугом. И уповаем, что по тому нашему указу он, Абулхаир-хан, о том вам известие учинил.

А ныне мы, великая государыня, наше и. в. со особливого нашего милосердия ко всему киргис-касацкому войску соизволили послать отсюды нашего статского советника Ивана Кирилова и нашего ж полковника мурзу Маметя Тевкелева 1 , и указали город при устье Орь-реки построить /л. 34/ для [294] удобнейшаго и скорейшаго нашего подданного Абулхаир-хана и старшин и всего войска, також де и других киргис-кайсацких и каракалпацкого 2 в наше подданство пришедших орд ханов и старшин, и всего ж войска и посольства (В тексте: посполства) от наших и ваших неприятелей охранения и защищения. В чем во всем от нас, и. в., дана им, статскому советнику Кирилову и полковнику Тевкелеву, полная мочь. И вам, киргис-кайсацкой Большой орды бегом Коадарби, Тюляби, Сатай-батырю, Кангилди-батырю и Буляк батырю, и всей той киргис-касацкой Большой орде, наше всемилостивейшее соизволение о сем выдать. И во утверждение вашего в подданство наше прошения и вступления, ради учинения обыкновенной всеподданической нам присяги прибыть вам, бегом и старшине, /л. 34 об./ самим к оным нашим посланным — штатскому советнику Ивану Кирилову и полковнику Тевкелеву и при них тое вашу присягу учинить и, учиня тое вашу на верность нам присягу, содержать оную во всех пунктах непременно и служить нам верно. А мы, великая государыня, наше и. в., за службы ваши будем вас всегда в нашей императорской милости содержать.

Посланцы ваши по нашей императорской к вам милости представлены здесь пред наш императорской престол и допущены к руке нашей, и содержаны здесь во всякой милости и на отпуске пожалованы, и в дорогу кормовыми деньгами удовольствованы, и отпущены к вам с сею /л. 35/ нашего и. в. грамотою. А на словестное их доношение ответ им учинен словесно ж. Вам бегом и батырам, посылается нашего и. в. жалованья по росписи, писанной на вашем языке.

Дана в Санкт-Петербурге лета 1734 г. июня в 10 день государствования нашего 5 году.

АВПР, ф. 122/1. Киргиз-кайсацкие дела, 1733-1734, № 5, л. 33-35. Отпуск.

Опубл.: Добросмыслов А. И. Материалы по истории России. Т. 1, с. 118-120; КРО в XVI-XVIII вв., с. 118-119.


Комментарии

1. См. соответственно примеч. 3 к док. № 97.

2. Часть каракалпаков приняли русское подданство в декабре 1731 г., во время пребывания в Казахстане российского посла А. И. Тевкелева (см.: Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России, с. 238-239).