№ 5

1617 г. между февраля 2 и марта 19. — Отписка тобольских воевод И. С. Куракина и И. Г Булыгина в Посольский приказ о возвращении послов Василия Тюменца и Ивана Петрова Текутьева от Алтын-хана Шолоя Убаши с его послами к царю Михаилу Федоровичу в Москву

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Иван Куракин, Ивашко Булыгин челом бьют.

По твоему государеву указу велено нам, холопем твоим, послати в посольстве к Алтыну-царю Тарсково города атамана Ваську Тюменца да литовсково списку Ивашко Петрова. И мы, холопи твои, Ваську Тюменца и Ивашка Петрова в посольстве к Алтыну-царю посылали 1 .

И в нынешнем, государь, во 125-м году февраля в 2 день Васька Тюменец да Ивашко Петров ис посольства от Алтына-царя пришли, а с ними и[дут] к тебе, государь от Алтына-Царя послы... Киченкен-бакши, а с ними... (Текст документа оборван по краю, утрачено 7-8 букв) Камулчины люди...(Текст документа оборван по краю, утрачено 7-8 букв) [И мы, холопи]... (Текст документа оборван по краю, утрачено 7-8 букв) твои от Алтына-царя по [слов] (Текст документа оборван по краю, утрачено 7-8 букв) /л. 48/ [отпу]стили наперед к тебе государю с Ывашком Петровым, [46] а послов Алтына-царя и киргиских людей, дав им пристава и указав корм на дорогу, как мочно сытым быть, и Ваську Тюменца и которые были у Алтына-царя с ними служилые люди отпустим к тебе, государю, за Ивашком Петровым вскоре. А Алтына-царя у послов взяли мы, холопи твои, киргисково мужика, дав ему твое государево жалованье, посылаем назад к Олтыну-царю, да с ним посылаем в посольстве твоих государевых служилых людей, чтоб ему было ведомо, что ево послы до сибирских городов дошли, и к тебе, государю, отпущены здорово, потому что они отпущены у него на урочные дни. А твоих государевых служилых людей, которые отпущены от нас, холопей твоих, в посольстве, Алтын-царь отпустил и проводить велел в Китайское государство, чтоб китайской царь против наших послов отпустил с теми служилыми людьми к тебе, государю, своих великих послов, чтобы твоему царскому величеству к чести и к повышенью, и твое б государево величество китайскому царю ведомо было.

Да Василей же Тюменец да Иванко Петров сказывали нам, холопем твоим, как они были у Алтына-царя, и при них. де у нево были и колматцкие послы Ба[атырь]-тайши, и Учин-тайши. И царь (Утрачен нижний правый угол листа) ... /л. 49/ колматцким послом... (Утрачена верхняя правая часть листа) государевы Сибир... (Утрачена верхняя правая часть листа) и служилы... (Утрачена верхняя правая часть листа) волостей не воевали и тв... (Утрачена строка в тексте) сло... (Утрачена строка в тексте) под государевы сибирские городы учнете приходить и твоих государевых служилых людей по[бивать] или ясачные волости воевать, и я де на вас пойду войною, а от государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии пойдут на вас же и вам де, колмаком, нигде не избыть.

На л. 47 об.: Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.

Отметка о получении: 125 марта в 19 подал Тюменское» города [литовского списку Ивашко] Петров.

ЦГАДА, ф. 126. Монгольские дела, 1616, оп. 2, д. I, л. 47-49. Подлинник.

Опубл.: РКО в XVII в. Т. I, № 12, с. 55-56.


Комментарии

1. Главной задачей посольства, которое выехало из Томска в августе 1616 г. и возвратилось туда в первых числах февраля 1617 г., было «разведывание» пути в Китай (Покровский Ф. И Путешествие, с. 56). Посольство должно было также способствовать урегулированию вопроса о кыргызах, ойратах и телеутах, плативших ясак России, по подвергавшихся набегам Алтын-хана (Яковлева П. Т. Первый русско-китайский договор, с. 82).