Развитие телеграфной сети в Китае.

(Перевод Генер. Штаба Подполковника Дмитриева).

(Mittheilungen der Kais. Konigl. Geographischen Gesellschaft in Wien. Band XXXVI, № 6. 1893 г.)

Между китайской телеграфной станцией в Хелампо и таковой же русской в Благовещенске организована предварительная связь по льду р. Амура; по вскрытии реки, через нее конечно будет проложен кабель и, таким образом, телеграфная сеть Китая сомкнется еще в нескольких пунктах с русскою. Это обстоятельство дает повод сделать не лишенный интереса краткий очерк развития телеграфного дела в Китайской империи. В 1865 году Россия вступила впервые в переговоры с Китаем о проведении им телеграфных линий, которые вошли бы в связь с сибирскою сетью, но в Срединной империи и слышать не хотели в те времена о таком нововведении; это, тем не менее, не помешало обществу «Great Northern Telegraph Company» проложить, в 1871 году, кабель от Владивостока к Нагасаки, Шанхаю, Фу-чоу, Амою и Гои-конгу.

В китайских портах, открытых для иностранцев, кабель утверждался на берегу без согласия мандаринов. По отношению в китайским чиновникам такой образ действий-самый простой и надежный для избежания бескопечных обсуждений вопроса. Так было и в данном случае. Укрепление кабеля на китайском берегу не было разрешено непосредственно, но в последовавшем в непродолжительном времени договоре правительство безмолвно на него согласилось. Первую попытку в тому, чтобы содержать самостоятельно телеграфное сообщение на небольшом протяжении китайское правительство сделало в 1870 г. на Южвой формозе, где проведена была линия длиною около 50 километров между Тай-ван-фу и Такао. За этим первым осторожным опытом последовало в 1883 г. открытие первой [36] значительной по протяжению линии, именно от Шанхая через Чинкианг к Тянзину.

Положенное таким образом правильное начало повело к быстрому развитию телеграфного дела и существующая в настоящее время весьма обширная сеть покрывает все провинции собственно Китая, за исключением двух, а равно Формозу и китайскую Манчжурию. Лишь в Ху-нане и Хо-нане население выказало такую неприязнь к этому новшеству, что было признано более осмотрительным отложить включение этих двух провинций в телеграфную сеть до ближайшего будущего. В Ху-нане столбы были немедлено вырваны, во второй же провинции население угрожало поступить таким же образом.

Все имеющиеся в настоящее время в Китае телеграфные учреждения организованы датскими инженерами, агентами «Great Northern Telegraph Company»; заведывание же ими находится исключительно в руках китайских чиновников и, так как все они знакомы с английским языком, то телеграфное сообщение по всей империи является вполне возможным не только на китайском, но и на европейских языках с общепринятой азбукой.

Тем не менее, среди китайского народа распространено все еще не мало самых странных толков относительно цели подобного учреждения. (Koln. Zeit. № 383). Существует постановление немедленно, как только позволит погода, провести телеграф от Су-чоу, в провинции Кан-су, по высотам Памиров в Кашгар и, таким образом, установить непосредственное телеграфное сообщение этой страны с Пекином; но при крайней бедности в хороших путях сообщения такая связь может быть установлена лишь в весьма долгий срок, даже при самой усиленной работе.

Вместе с тем правительство решило назначить особого чиновника для участка Памиров, принадлежащего Китаю, и дать ему полномочие представителя империи в Тибете. Для производства же работ по проведению означенной телеграфной линии постановлено привлечь, правда впервые, исключительно китайских рабочих.

Текст воспроизведен по изданию: Авганская дилемма // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск LIV. СПб. 1893

© текст - Десино ?. ?. 1893
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СМА. 1893