№ 35

Докладная записка губернатора провинции Шаньдун Чжан Жу-мэя 50

12-е число 5-й луны 24 года правления Гуансюй (30 июня 1898 г.).

Губернатор Шаньдуна Чжан Жу-мэй, награжденный шариком первого класса, коленопреклоненно докладывает: во исполнение приказа императора установил, что союз «Иминь» — это «Ихэтуань», который не чинит никаких беспорядков. Принятые мной конкретные меры передаю на Ваше мудрое рассмотрение.

Еще ранее я слышал, что в районах, расположенных на границе провинций Чжили и Шаньдун, создан союз «Иминь». Опасаясь ссоры союза с иностранными миссионерами, я разослал письма соседним наместникам и губернаторам, предлагая направить [в районы влияния союза] чиновников для совместного подавления. Вместе с тем я строго-настрого приказал местным чиновникам настоятельным образом оповестить [население] о запрещении этого союза и принять надлежащие меры предосторожности. О принятых мерах я сообщил телеграммой в Цзунлиямынь.

5-го числа 4-й луны (24 мая) получена телеграмма Цзунлиямыня с указом императора: «Судя по телеграмме Чжан Жу-мэя, на границе провинций Шаньдун и Чжили создан новый союз ”Иминь, который распространяет листовки в провинциях Чжили, Хэнань и Цзянсу и намерен вести борьбу с иностранной религией и т. д. В уездах Дунмин провинции Чжили и Гуаньсянь провинции Шаньдун большинство населения тренируется как добровольцы-[ихэ]туани. Ныне, поскольку имеют хождение многочисленные нелепые слухи и появились пропагандистские листовки, трудно гарантировать, что бандиты не затеют беспорядки по какому-либо случаю. Повелеваем Ван Вэнь-шао 51, Чжан Жу-мэю и Лю Шу-тану 52 направить [в районы действия союза] соответствующих чиновников для тщательного расследования на местах, а также отдать распоряжение местным чиновникам заблаговременно принять меры против возмущения и т. д. Быть по сему».

Немедленно приказал подчиненным срочно направить кандидата на должность начальника округа Цзинин — Ли Энь-сяна в уезд Гуань, где с помощью местных чиновников провести тщательное расследование. Затем мне представили доклад об итогах обследования, составленный данным чиновником вместе с начальником области ДунчанХун Юн-чжоу и начальником уезда Гуань — Цао Ти. В нем сказано: «Как передают, в различных округах и уездах, расположенных на границе провинций Чжили и Шаньдун, жители в большинстве своем изучают [61] приемы добровольцев-[ихэ]цюаней. Они создали сельские отряды, поначалу названные Ихэ, позднее переименованные в Мэйхуацюань, а в последние годы снова получившие название ”Ихэ. Повсюду распространяются слухи, что ”Ихэ — это ”Иминь, который якобы и является вновь созданным союзом. Фактически он возник в годы правления Сяньфэн и Тунчжи 53, когда еще [в Китае] не было христианских церквей. Первоначальная цель [союза] заключалась не в борьбе с иностранной религией 54, а в защите своих очагов от разбойников.

Ныне в уезде Гуань христиане и нехристиане живут в мире, в Лиюаньтуне семьи христиан уже вернулись домой и занимаются своим делом 55. Здесь никто не распространяет листовок и прокламаций, призывающих в установленный срок выступить против христиан. Как говорят, листовки поступали из Цанчжоу провинции Чжили. По слухам, в 3-ю и 4-ю луну (апрель — май) в округе Дамин также появились листовки. Поскольку ненависть простого народа к иностранной религии с каждым днем возрастает, имеют хождение всякие измышления, служащие способом выражения ненависти. Нельзя доподлинно сказать, что [ихэ]цюани являются авторами этих прокламаций и листовок.

Однако в районах, расположенных на границе провинций Чжили и Шаньдун, [ихэ]цюаней с каждым годом становится больше и больше. Очень часто в назначенное время они созывают сборища на рыночных площадях, устраивая там соревнования добровольцев-[ихэ]цюаней под названием смотра [ихэ]цюаней. В районах, расположенных по северной границе уезда Гуань, Наньгуне, Цюйчжоу, Цинхэ, Вэйсяне — везде, где есть [ихэ]цюани, неизбежно распространяются всякие слухи.

Если чиновники не будут пристально следить за созданием частных союзов, это не только может быть использовано иностранцами, но, опасаемся, со временем вызовет беспорядки, ибо, как известно, население северных районов отличается жестокостью, смелостью и склонно к дебоширству.

В изучении приемов [ихэ]туаней наблюдается определенная традиция, позволяющая весьма эффективно защищать деревни от разбойников. Считаем необходимым просить [губернатора] обязать местных чиновников и шэньши превратить данные частные союзы в общественные организации, а добровольцев-[ихэ]цюаней — в сельское ополчение. Это будет созвучно общественному мнению, позволит держать их в повиновении, принесет пользу как христианам, так и нехристианам». Данный доклад проверен провинциальным казначеем Чжан Го-чжэнем и провинциальным судьей Юй Сянем. Прошу передать императору.

Мною обнаружено, что в смежных уездах и областях провинций Чжили и Шаньдун, а также в провинциях Цзянсу и Хэнань — повсюду действуют христианские церкви, и у населения (христиан и необращенных) накопилось много обиды. Вначале население, опасаясь нарушить [62] законы, лишь путем разговоров давало выход своему раздражению. Но вражда все усугубляется, и, боюсь, какая-нибудь малозначительная причина вызовет крупные бедствия.

Прошлый раз в докладной записке по поводу мер против бандитов из союза «Дадао», действовавших в уезде Цаочжоу, я подробно изложил конкретную обстановку, считая первоочередной задачей — наказание хулиганов, защиту добропорядочных людей во имя сохранения мира между нехристианским населением и обращенными.

Теперь я установил, что «Иминьхуй» — это «Ихэтуань», и хотя названия у них разные — суть одна. Я только что отдал приказ своим подчиненным о создании отрядов по системе баоцзя и обратил серьезное внимание чиновников на то, чтобы они подробно разъясняли [населению, что деятельность союзов] строго запрещена, и включали бы [ихэ]цюаней в сельские отряды, направляя их на защиту своих домов, оказание взаимной помощи в охране территории. Это не позволит им из-за личной вражды чинить беспорядки, даст возможность ликвидировать злоупотребления и уничтожить ростки мятежа.

Обо всем этом я сообщил наместникам и губернаторам провинций Чжили, Цзянсу и Хэнань, советуя им направить чиновников для своевременного пресечения [беспорядков] и введения патрулирования на местах. Доклад о конкретных результатах расследования, в ходе которого установлено, что «Иминьхуй» — это «Ихэтуань», не создающий никаких беспорядков, а также о предпринятых мною мерах передаю на мудрое рассмотрение Вашего императорского величества.

Резолюция красной тушью 18-го числа 5-й луны 24 года правления Гуансюй (6 июля 1898 г.): Ознакомились.

Быть по сему.

«Архивные материалы об ихэтуанях», т. I, стр. 1416.


Комментарии

50. Эта докладная записка интересна тем, что в ней ряд чиновников, в том числе губернатор Чжан Жу-мэй, выдвигают идею привлечения ихэтуаней в состав местного ополчения, что позволило бы поставить союз под контроль помещиков.

51. Ван Вэнь-шао — с 1895 г. по июнь 1898 г. наместник пров. Чжили (Цянь Ши-фу, Видные чиновники периода династии Цин. Хронологические таблицы, стр. 152—153).

52. Лю Шу-тан — с 1894 г. по ноябрь 1898 г. губернатор пров. Хэнань, затем был переведен в Чжэцзян на тот же пост (Цянь Ши-фу, Видные чиновники периода династии Цин. Хронологические таблицы, стр. 206—209).

53. Тунчжи — девиз правления императора Му-цзуна (1862—1875).

54. Первое упоминание об упражнениях в приемах ихэтуаней содержится в указе императора Ши-цзуна (правление Юнчжэн) 1727 г., строго запрещавшем эти приемы. Несколько позднее, в период правления императора Жэнь-цзуна (правление Цзяцин), был обнародован указ 1808 г., в котором запрещалась деятельность ряда тайных обществ, среди которых фигурировал и союз «Ихэтуань». Указ предписывал подвергать строгому наказанию участников этих союзов («Ихэтуани», т. IV, стр. 123—124).

55. События в селении Лиюаньтунь уезда Гуань, по указаниям одного источника, произошли весной 1897 г. («Шаньдун шибао», 1897, октябрь, — «Шаньдун шэнчжи цзыляо», 1960, № 2, стр. 62), согласно другому — в начале 1898 г. («Донесение начальника уезда Уцяо провинции Чжили Лао Най-сюаня 4 августа 1899 г.»,— «Ихэтуани», т. IV, стр. 460). Между нехристианами и обращенными селения в связи с попыткой христиан превратить конфуцианский храм в христианскую церковь произошел инцидент, закончившийся кровопролитием. В конфликте принимали участие члены союза «Мэйхуацюань».