ДОМИНИК ГАНДАР

ИМПЕРАТОРСКИЙ КАНАЛ

«Le canal Imperial par le P. Domin. Gandar, S. I. Chang-Hai 1894».

Извлечение Генер. Штаба подполк. графа Муравьева-Амурского.

Омываемый с юга и востока Океаном, Китай пересечен множеством рек, из которых некоторые принадлежат к самым значительным на земном шаре; его озера представляют собою резервуары огромной вместимости. В своей постоянной борьбе за существование, китайцы в дополнение к средствам, данным природою, устроили большое количество каналов, служащих для перевозок и для ирригации. Кроме того, каналы, наравне с реками и озерами, изобилуют рыбами.

Провинция Кианг-Су одна из богатейших в империи, но вместе с тем и самая небольшая по площади; население же ее наиболее густое и доходит до 360 чел. на квадратный километр.

Богатство ее заключается в плодородии ее рисовых полей и ее береговых солеварнях; этим богатством она обязана количеству воды, которое ее орошает в виде тысяч каналов всех размеров.

Из восьми департаментов, на которые она разделяется, наиболее богат водою Янг-Чжеу-Фу, что объясняется его географическим положением. На востоке Китайское море своими приливами заливает значительную часть берега и развивает обширный соляной промысел. На западе река Хоай-Хо, а на юге Ян-тце-Кианг и тридцать три озера между ними с бесчисленными каналами доставляют необыкновенное плодородие всей равнине Янг-Чжеу-Фу.

Вот на этой то равнине получил свое начало Императорский канал. По свидетельству Конфуция за 486 лет до Р. X. [190] Ян-тце-Кианг был соединен каналом с Хоай-хо. Это были собственно каналы, соединившие две реки и три лежащих между ними озера. Общая длина была 225 ли = 132 километрам. В то отдаленное время р. Хоай-хо несла свои воды в море, также как и Ян-тце-Кианг.

730 лет после прорытия первого канала, т. е. в 235 году по Р. X., прокопан канал от города Янг-Чжеу, параллельно течению Ян-тце-Бианга к морю, так называемый Юнь-Юен-Хо, т. е. «канал для перевозки соли». Значение его ясно указано в названии.

В то же время был улучшен и канал, соединяющий реки. Он называется Юнь-Лианг-Хо, т. е. «канал перевезения дани».

В 1078 году по Р. X. Императорский канал имел уже 1,200 китайских ли длины, или 700 километров, и тянулся от Хан-Чжоу до Тзин-хой-хиена на старом русле Гоанго. Южный и северный Китай были, таким образом, связаны непрерывным водным путем (Древнейший путь из южного Китая в северный: от Кантона по реке Пей-Кианг до Нан-Хионга, затем перевал через горы Мей-Линг до Нан-Нгана на реке Кань-Кианн, по этой реке до озера По-Янга и из него в Янг-Тце-Кианг.). Янг-тце-Кианг пересекал древний канал почти на середине и доставлял ему главную массу воды. Позднее эту роль приняла на себя р. Гоанго, что произошло от того, что север стал выше юга и воды Гоанго естественно двинулись в югу. Это поднятие произошло от наносного ила Гоанго, который, все поднимая уровень воды, заставлял жителей поднимать и береговые плотины, а отсюда все более и более увеличивалась опасность от прорыва плотин в случае наводнения. Эти наводнения везде оставляли ил. Течение реки Хоай-хо тоже постепенно поднималось, поднимался и канал, а с ним и его береговые плотины. Кроме того на силу наводнений влияло и большое озеро Хонг-Чже Ху. Это озеро образовалось вследствие наводнений из остававшейся воды и вскоре река Хоай-хо стала впадать уже не в море, а в это озеро и двумя протоками из его северо- и юго-восточного углов изливаться в Императорский канал. [191]

Вся страна к востоку от канала и до моря называется Хиа-хо и представляет из себя громадный польдерс.

В 1280 г. столица империи перенесена из Ханг-Чжеу в Хоен-Тиен, или Пе-Кинг (Пекин), а в 1291 г. канал продолжен до новой столицы, т. е. еще на 1,800 ли, или более 800 кил. Общая его длина достигла 3,000 китайских ли = 1,500 ч кил. По китайски он называется Юн-Хо, т. е. «канал для перевозок». Однако, не смотря на постоянные увеличения канала, более правильная регулировка его произведена только в конце XVIII века. Главная опасность для всего края между Янг-тце-Киангом и Гоанго происходит от массы воды в озерах (особенно в Хонг-Чже-Фу), реках и каналах, которая не раз затопляла страну, причиняя страшные опустошения. Вся страна к западу от канала называется Чжанг-Хо, что значит верхняя страна; она выше ложа канала. Страна же к востоку и до моря называется Хиа-хо, потому что она ниже дна канала. С высоты восточной плотины канала надо спуститься по 20-ти ступеням, чтобы достичь до уровня земли. Хиа-хо на юге имеет границей канал для перевезения соли и обнимает большую часть департамента Янг-Чжеу-фу. В Хиа-хо живет свыше 2.000,000 человек.

Уровень воды канала испытывает постоянные изменения и для его регулирования приняты следующие меры: в восточной плотине, ограничивающей канал, проделаны три разных вида выходов для воды: 1) тонг — отверстие квадратной формы не более одного-трех футов; эти отверстия находятся на такой высоте, что их не надо закрывать, так как воды довольно для движения судов; излишняя вода, вытекающая из них, служит для рисовых полей.

2) Тша — есть среднее между запрудой и шлюзом, но вместо того, чтобы пересекать канал поперек, они проделаны вдоль его, в плотине. Тша могут быть открываемы, или закрываемы помощью ряда толстых досок, которые движутся в пазах, проделанных на Каменном остове всего сооружения. Вынимая ряды досок можно регулировать высоту воды, которая спадает в каналы, проведенные вдоль рисовых полей. [192]

3) Па — нечто более обыкновенного шлюза. Это часть плотины в несколько сот футов, составленная из тростника и земли, которую довольно легко снять, или вновь построить. Ее основание и щеки состоят из тесанного камня. Когда вода так поднялась, что является опасность для плотины, открывают па, вынимая несколько связок тростника; вода, проникая в это отверстие, сама его увеличивает и в виде водопада несется в широкий канал, который, разветвляясь, опять же служит для удобрения рисовых полей.

Для защиты страны от моря, параллельно каналу Юн-хо ограничивая Хиа-хо с востока, тянется длинная плотина, постройка которой тоже относится к глубокой древности. Она нанизывается Фан-Конг-Ти. Длина ее 582 китайских ли. Начинаясь к северу от Иен-Тшенга, она тянется через Тонг-Тай и Тай-Тчеу с загибом на юго-восток далее Тонг-Чжеу. Между плотиной и морем существует ряд холмов до 30 ф. высоты, где в прежнее время помещались сторожевые посты, предупреждавшие сигналами и кострами население относительно приближения пиратов, или сильного прилива. Первых уже нет, а вторые стали редки и менее опустошительны, хотя лет 15 тому назад один такой прилив, прорвав плотину, залил часть Хиа-хо. Тысячи народу погибли тогда во время сна, так как катастрофа произошла ночью. Сторожевые холмы называются Тоены. В плотине проделано восемнадцать шлюзов с отверстиями до 20 ф. и больше. Эти шлюзы, выпускают в nope нелишнюю воду, скопляющуюся в Хиа-хо со стороны материка.

Между плотиной Фанг-Конг-Ти и морем находятся одиннадцать отделов солеварен. Вдоль и западнее морской плотины прокопан канал Юнь-Юен — Чжоан-Чжанг-Хо; он принимает излишек вод Хиа-хо и через 18 шлюзов плотины отдает его морю. Сверх того он служит для перевозки соли, вываренной на берегу моря. Между этим каналом и Императорским есть еще плотина, служащая сухопутной дорогой, ведущая от территории Жу-Као до территории Хинг-Хоа. Далее построена еще плотина в 550 ли от Тзинг-Кианг-Пу [193] (на старом русле Гоанго) до Чжа-Чженга в провинции Шан-Тонг; по ней устроена большая колесная дорога.

Наконец, для уменьшения опасности от наводнений, восточный берег озера Хонг-Чже-Ху тоже обрамлен плотиной, в которой проделаны пять больших па, соединенных каналами с рядом озер Као-Иеу, откуда каналы ведут в большой канал, а из него тоже пять па открываются на равнину Хиа-хо. Однако вся эта последовательная система перелива вод не спасает Хиа-хо совершенно от наводнений и происходит это от того, что в плотине Фан-Конг-Ти существует только 18 шлюзов с общей площадью отверстия в 70 туазов.

Однако наводнения стали редки и менее опустошительны и причина этому вроется в изменении русла реки Гоанго. Это произошло в 1850 году. Раньше, за 772 года, Гоанго тек в Печелийский залив, но в XII в. переменил течение и направился в Китайскому морю. Причины перемены течения за 800 лет до настоящего времени и 1850 года одни и те же; отлагая постоянно ил, Гоанго возвышал свое ложе и закрывал понемногу свой выход в море. Конечно, предприняв его очистку и исправление береговых плотин, можно было бы все привести в порядок, но это была эпоха междоусобной войны и средств на регулировку реки не было. Вместо укрепления плотин их прорвали; предполагают, что это дело рук имперцев, желавших потопить мятежников. Гоанго повернул в северу и перенес свое устье на 4° к северу с 34° с. д. к 38°. С тех пор Гоанго опять заключили в плотины, которые он все-таки иногда прорывает и затопляет окрестности. Каждый год туземные инженеры делают как бы последние усилия, чтобы покорить великую реку, но злые языки говорят, что Гоанго для них «это чудовище в клетке, и если оно не будет из нее вырываться, то не надо будет содержать охотников».

Некоторые полагают, что полезно заранее приготовить ему два ложа: — одно в северу, а другое в югу от Шантонгских гор, и пока он будет течь по одному — углублять другое. Течение его очень быстрое и по нему нет правильного судоходства; морские же суда не входят в его устье. [194]

Изменение направления течения Гоанго изменило гидрографические условия реки Хоай. Эта важная река до 1851 г. изливала часть своих вод в Гоанго, а другую в Императорский канал. Теперь же она вся изливается в последний двумя путями: первый у северо-восточного угла озера Хонг-Чже-ху близ старого русла Гоанго встречает воды канала, текущие из Шан-Тонга; второй на юго-восток, образует через проходы старых па, ныне в развалинах, ряд озер, параллельных каналу и отделенных от него плотиною с многочисленными шлюзами. Эти озера называются Пао-юнг-ху, Коа-иеу-ху и Шао-Пе-ху по имени главных населенных пунктов, расположенных на высоте озер по другую сторону канала. Однако, следует заметить, что в общем изменение течения Гоанго имело двоякое значение для всей страны: наводнения стали реже и меньше; хотя плодородие страны и не пострадало от этого, зато уменьшился лодочный промысел и затруднилось продовольствие столицы.

С 1801 года работы по содержанию канала в порядке не прекращались. Даже восстание «длинноволосых мятежников» в пятидесятых годах, три раза бравших город Янг-Чжеу, не останавливало работ по починке плотин. В 1865 г. Ли-Хун-Чанг, вице-король обоих Киангов, произвел поправки в восточной плотине канала на протяжении почти четырех верст. Те же работы продолжались при его преемниках. Интересна записка, которую вице-король Шен-Пао-Чженг представил императору в 1878 году: «мои предшественники, пишет этот сановник, начали исправлять плотины, но работы не были окончены за неимением денег. Однако, крайне необходимо привести в порядок обе плотины... Но чтобы произвести эти значительные улучшения, надо людей, земли и камней. Где их найти? За недостатком рабочих можно воспользоваться солдатами, но и их недостаточно. Камни должны прибыть из Лао-Тзе-Шана (Скалистый остров на озере Хонг-Чже-ху.) и перевозка будет дорого стоить; что касается земли, то нечего думать взять ее с запада канала, где все [195] только озера, ее надо купить в Хиа-хо. Но жители оценивают свою землю на вес золота и отказываются ее продавать. Следовательно и ее надо привозить издалека, а это очень дорого, средства же наши незначительны. Однако, если ремонт не будет произведен, наводнение может внезапно произвести большие опустошения. Хиа-хо и Ли-хо производят много рису, но если их урожай потерян, то будет голод в Пекине. А потому надо употребить все усилия, чтобы собрать потребные деньги. Не будучи в состоянии одновременно произвести все работы, я ходатайствую об исправлении восточной плотины в нынешнем году». Это ходатайство было уважено. В 1879 г. исправили восточную плотину: она имеет 80 футов в основании и 10 на вершине, которая прикрыта слоем песчаника из Лао-Тзе-Шана.

Также принимаются меры для исправления и улучшения па. В 1879 г. вышеупомянутый Шен-Пао-Чженг перестроил Тше-лу-па. Вместо каменного ложа в основании этого па положен слой бетона (сан-хо-ту) в 1 ф. и 2 д. толщины, на который помещен ряд тесанных камней; вышло очень прочно. Остальные па исправлены по этому же образцу. Благодаря такому улучшению, изменены условия открытия па в том отношении, что вместо прежних 12 ф. 8 д. глубины, которая считалась предельной для их открытия, теперь эти цифры повышены до 13-15 ф. Впрочем эти правила соблюдаются не столь точно, как в старину, и часто вода стоит значительно выше нормы, а па остаются закрытыми. То же и с чша. Это происходит от лучшего устройства таких сооружений.

Переходя теперь к вопросу о судоходстве по каналу, заметим, что Императорский Ежегодник определяет в 1.432,273 пикулей (Пикуль или тан есть мера сыпучих тел равная от 100-160 фр. фунтам по весу.) рису, ту дань, которую должен платить Кианг-Нань пекинскому двору. От 4-5,000 лодок, разделенных на 65 флотилий, перевозят эту дань. 24 других флотилии перевозят 670,832 тана рису, дань трех департаментов Тше-Бианга; 13 флотилий — 795,063 тана-дань Кианг-си; 12 флотилий — 96,934 т. [196] из Ху-Буанга; 35 флот. — 221,342 т. из Хо-Наня и 353,963 из Шан-Тонга. Вот данные Ежегодника.

Лодки для перевозки даней называются Лианг-ми-тшоан и нагружаются 2-400 танами. Владельцы лодок, перевозя еще и свои товары, избавлены от пошлин при плавании в обоих направлениях. Каждый караван делает один рейс. До каналу же направляются и суда, нагруженные солью из Таи-Чжеу и Тонг-Чжеу; также многие из мандаринов едут в столицу этим путем, предпочитая его морскому. Начиная от Тцинг-Кианг-пу, на старом русле Гоанго путешественники, ограниченные в средствах, или особенно спешащие, нанимают повозку на двух колесах, запряженную парою мулов, в которой и прибывают в Пекин через 2-3 недели, платя за все с продовольствием около 20 таелей. Длина пути 1,936 ли, или 1,200 кил. Обеспеченные же временем и средствами, конечно, предпочитают более удобный путь в лодке. Им приходится проходить через многочисленные шлюзы, из которых особенно значителен, находящийся в 20 ли от Тцинг-Кианг-пу. Это четвертый от этого города. Назначение всех четырех шлюзов для регулировок вод Хоай, который впадает в канал и имеет уровень выше последнего. Количество лодок на канале громадно. В новый год у одного Янг-Чжеу можно видеть таковые, непрерывной лентой стоящие у берега на протяжении от 12-15 ли. Но точных, или даже приблизительных цифр нет.

Судоходство очень затрудняется во время засухи и прекращается, когда канал замерзает. Во время засухи количество воды еще уменьшается от того, что канал служит не только для судоходства, но и для орошения полей. В 1893 году канал замерз на 2-3 недели и пешеходы его свободно переходили по льду. Наивысший уровень воды бывает в июле, когда тому способствует таяние снега в горах; тогда высота ее доходит даже до 20 ф. В январе воды мало, но все же около 2-3 ф. Но еще большее затруднение для плавания по каналу, нежели малое количество воды, представляют внутренние таможни, которые встречаются через каждые 10-15 ли, причем происходят всевозможные злоупотребления. [197]

Для переправы через канал существует множество паромов, из которых некоторые, содержимые благотворительными обществами, перевозят даром. 4 ли к северу от Янг-Чжеу есть разводный мост на судах. На шлюзах близ Тзинг-Кианг-пу есть еще мост, который убирается, когда идут суда с мачтами; длина его 20 ф. Особенно много мостов в Янг-Чжеу-Фу. Все мосты с выводною серединою для пропуска судов с мачтами.

Плавание по каналу охраняется военными лодками и совершенно безопасно.

Приложение: Карта Хиа-хо во время спуска вод.

Текст воспроизведен по изданию: Афганский эмир и Кафиристан. Значение Башгульской военной дороги // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии, Выпуск LXX. СПб. 1896

© текст - Муравьев-Амурский ?. ?. 1896
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СМА. 1896