ДУГАЛЬД КРИСТИ

ДЕСЯТЬ ЛЕТ В МАНЬЧЖУРИИ

Записки шотландского миссионера д-ра Кристи.

(Перевод с английского Ю. В.)

TEN YEARS IN MANCHURIA. A STORY OF MEDICAL MISSION WORK IN MUCDEN

1883-1893

ГЛАВА II.

ПЕРВАЯ СМЕРТЬ В БОЛЬНИЦЕ.

(Продолжение; см. вып. 16-17. Кит. Бл.)

В половине Сентября к нам пришел человек, занимавший одно время почетную должность школьного учителя. Несколько лет тому назад его зрение начало ослабевать и вскоре сделалось настолько плохим, что он не мог продолжать своего призвания. Он был уже совершенно слепым последние четыре года и дошел до состояния бедности и нищеты, когда обратился за помощью к амбулатории. Исследование его глаз выяснило, что у него катаракты на обоих глазах. Он с радостью согласился на операции, которая была успешно сделана и через несколько недель он мог без труда читать. Он пробыл с нами некоторое время, поучался в познании христианского учения, слушая проповеди или читая книги и был очень понятлив и усердным учеником. Около конца Ноября я отправился в медико-проповедническую поездку, оставив моих малочисленных интернов на попечение моего помощника Ури. Он тоже получил исцеление зрения и в будущем ему хотелось честно зарабатывать свой хлеб; он выразил искреннее желание креститься но когда я вернулся домой, через две недели, он умер. Немного дней спустя после моего отъезда он схватил воспаление легких, — он был плохо одет, а комната была холодная и сырая, поэтому болезнь быстро развилась. За мной был послан веровой нарочный, но я приехал слишком поздно, он умер накануне. Это была первая смерть под нашей кровлей, но мы имеем надежду, что смерть его открыла ему двери Вечной Жизни. После этого случая больница была закрыта на зимнее время. [8]

РАЗБОЙНИКИ, 1886 г.

В начале 1886 года небольшая шайка разбойников делала набеги на деревни, производя панику и грабя жилища.

Отряд из 16 солдат был прислан, чтобы арестовать их, но прошли целые недели, пока их могли отыскать. Наконец сами деревенские жители указали, где скрывалась шайка. Когда ночью солдаты окружили дом, разбойников предупредили и все они убежали, кроме одного. Этот спрятался за дверь, которая была так мала, что в нее мог пройти только один человек. Молодой красивый китаец вызвался пойти на спрятавшегося разбойника и скоро дверь была выломана, но разбойник, человек страшной силы, и хорошо вооруженный оказал отчаянное сопротивление. Солдат держал свою саблю наготове и нанес противнику тяжелую рану в голову, в ответ на что последний влепил ему в бедро все содержимое револьвера, иностранного происхождения. Теперь сделали натиск и остальные солдаты; злодей был схвачен, связан и, после жестоких истязаний, под конвоем отправлен в Мукден, где он был казнен. Через две недели за мной приехал офицер с карточкой мукденского дао-тая, прося, не сделаю ли я удовольствие его превосходительству, взяв на себя лечение раненного солдата. Когда больного привезли, то я заметил что его здоровье сильно пострадало от тряски во время переезда. Больная нога сильно распухла и образовалось нагноение. После двухдневного отдыха, хорошей пищи и чистого ухода за раной, опухоль немного опала и было обнаружено положение пули. Дао-тай, заинтересованный настоящим случаем, прислал офицера присутствовать при извлечении пули, операции, на которую никогда не решились бы китайские доктора. Пулю извлекли без труда и офицер взял ее с собой, чтобы показать ее своему генералу (по фамилии Цзо). Пациент поправлялся очень быстро и через месяц был в состоянии ходить так же хорошо, как прежде. Генерал губернатор послал ему в подарок 25 тэлей и другой мандарин последовал его примеру. После того как он нас оставил, его наградили белым шариком за его геройский поступок. Он был магометанин и казалось мало обращал внимания на наше учение, но случай с ним много послужил к нашей известности и к прекращению подозрений против нас, особенно [9] среди солдат и военных мандаринов. Генерал Цзо, командующий китайскими силами в Маньчжурии, сделался с этих пор нашим другом.

(Генерал Цао был убит в битве при Пин-Янге 15 Сентября 1894 г. Др. Кристи пишет о его смерти следующее: Для нас смерть этого генерала — потеря нашего личного друга. Я знал его более чем десять лет, он вполне заслуживал того уважения, которое ему оказывали лица всех классов. Бедный будет благодарить его за устройство бесплатных столовых, где найдут пищу целые голодные семьи. Сироты будут благословлять его за воспитательный дом, основанный и поддерживаемый исключительно на его средства. Во время наводнения в 1888 г. я сам видел, как он раздавал своими руками пищу голодным. Хотя сам он был ревностный магометанин он относится дружески к нашей христианской религии, особенно своим милостивым обращением. За несколько месяцев перед смертью он преподнес нашей больнице очень красивую табличку, с наречением. Он был храбрый генерал, строго поддерживал дисциплину и был грозой для нарушителей закона. Он будет благословляться всеми жителями Мукдена и никем в такой степени, как миссионерами.)

СЛЕПОЙ ЧАН.

Несколько недель спустя, к нам пришел бедный, оборванный слепец и просит принять его в госпиталь. Так как наша больница была уже переполнена, имея, более семнадцати человек интернов в нашем маленьком доме, а для его глаз нельзя было многого сделать, то мы, вначале, отказали ему. Но когда он рассказал нам свою историю, как он шел из деревни неподалеку от Май-май-гая, за более чем сто миль от нас, как на дороге на него напали и украли у него сто дяо (2 доллара десять центов), которые он взял с собою на расходы в Мукдене и что у него нет денег, чтобы заплатить за квартиру, — мы почувствовали, что для него мы должны найти помещение. Мы имеем полное основание быть благодарными за то, что не прогнали этого человека, ибо это был никто иной, как Слепой Чан из Тайпингоу, имя которого хорошо известно не только в Маньчжурии, а и на нашей родине. Никогда не было у нас такого пациента как он, который так быстро, с такой радостью воспринял бы главные правила христианской религии. Через месяц его зрение немного улучшилось и другая болезнь, на которую он жаловался — вылечена и он отправился домой, но не будучи окрещен, так как мы хотели испытать его и убедиться в искренности его желания креститься. В своей деревне он был известен как игрок и человек порочный, так что по его возращении все смеялись над его новою религией. «Хорошо ему исправиться» говорили они, — «все равно не может без глаз играть!.. Но ничто не могло поколебать его веры во Христа и скоро стало очевидным, что это было не мимолетное увлечение, но совершенный переворот [10] произошел в его жизни. Во исполнение данного ему в Мукдене обещания, его преподобие г. Вебстер посетил его в Тайпингоу в октябре месяце. Вместо одного слепого он нашел здесь целое общество верующих, желавших креститься и оглашенных; была основана церковь с девятью вновь окрещенными членами ее. С тех пор церковь сильно разрослась и в Май-май-гае, Тай-пин-гоу и окружающих деревнях, насчитывается двести человек христиан. Многие из них совсем не видали слепого Чана, но совершенно правильно выразился один из них: «Если бы Чан не ослеп, то здесь никогда не было бы христиан». У него много недостатков, но усердие его никогда не остывало и по подготовке почвы для проповеди Евангелия не было выше его человека. В настоящее время он находится в ста милях от Тай-пин-гоу, где он обратил в христианство тридцать человек и гораздо большее число оглашенных ожидает святого крещения. Он не получает жалованья, но паства его кормит и поддерживает его. Он живет по очереди в каждом доме и когда одежда его изнашивается, женщины шьют ему новую. Когда мы с ним познакомились, ему было только тридцать семь лет и мы надеемся, что он проживет еще долго, чтобы поработать для Христа.

РАЗРУШЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ.

Когда снова наступили сильные дожди, наш госпиталь, внушавший опасения и в прошлое лето, размыло и он представлял полнейшие развалины. Два месяца у нас не было совсем помещения для интернов, а затем нам удалось нанять на один год участок с домами на восток от нашего жилого дома. Постройки были не очень хороши, но гораздо лучше разрушенного здания.

ИНТЕРЕСНЫЕ СЛУЧАИ.

В это время в Мукдене проживал один купец, страдавший от рождения очень мучительной болезнью. Два года он не знал отдыха ночью и мог спать только урывками. Ему было тридцать восемь лет от роду, но постоянно мучившая его болезнь состарила его прежде времени. Год тому назад он приходил ко мне за советом, но когда я объяснил, какой операции он должен подвергнуться, чтобы спасти свою жизнь, он отказался от нее. Он вернулся к местным докторам; по его словам, он обращался почти к сотне докторов не считая знахарей, но все их лекарства только причиняли ему еще большие страдания. Он был одним из [11] ненавистников иностранцев и не пропускал случая отозваться о нас дурно. В конце концов, имея одну надежду на спасение своей жизни, он решился обратиться к нам. Он прибыл в нашу больницу в ноябре 1886 года, слабый, изнуренный, нервный и состарившийся от продолжительной бессонницы. Случай этот очень тревожил нас. Он был очень хорошо известен среди местного купечества, которое с недоброжелательством относится к нашему пребыванию здесь; если операция будет удачна, то это может устранить предубеждение существующее против нас. Неудача, наоборот, может вызвать серьезные последствия и породит на нас доносы. Операция однако удалась и пациент выздоровел. Через несколько недель по возвращении домой, он послал деньги на госпиталь и поставил красивую таблицу для выражения этим своей благодарности.

К счастию его интерес к нашему делу этим не кончился. Он продолжал знакомиться с нашей религией, около трех лет спустя был причислен к церкви. К сожалению, будучи сам искренним христианином, он нашел сильного противника в своей жене. Она не относилась с симпатией ни к какой религии и всегда сердилась на своего мужа, зачем он принял христианство, поэтому она всеми средствами старалась воспрепятствовать ему присутствовать на воскресных богослужениях и препятствовала своим детям получить христианские наставления. Мы никогда этого не подозревали, ибо она охотно посещала нашу амбулаторию и относилась к нам весьма дружелюбно. Прошли года, весной 1893 года он заболел опасной формой плеврита. Погода была очень холодная и хотя он желал, чтобы его перенесли в госпиталь, я полагал, что будет гораздо лучше оставить его дома, который был очень хорошо обставлен. Жена его всегда казалась очень способной, понятливой. Были даны подробные указания лечения и мой помощник посещал его по несколько раз ежедневно. Но ход его болезни был совершенно непонятен. Один день ему было настолько хорошо, что казалась всякая опасность миновала, на другой — ему становилось хуже, чем когда-либо. Не один раз, со слезами на глазах, он просил меня взять его в госпиталь, говоря, что он уверен, — ему там будет лучше, но, что оставшись дома, он непременно умрет. Однако, так как температура была ниже нуля, я не осмеливался вывести его на улицу. Если бы я знал ранее то, что открылось впоследствии, то конечно я попробовал бы перенести его в госпиталь, так как это была единственная надежда спасти его. Все время, пока мы делали все возможное, чтобы спасти его, его [12] жена тайно, советывалась с китайскими докторами и подмена его лекарств и производила ухудшения в его положении. Все это возбуждает подозрения, что она желала его смерти. Несколько раз я посылал своего человека, провести ночь у его постели и давать лекарство и мы надеялись, что самое тяжелое время прошло. Однажды моего человека отправили домой, так как жена больного настаивала на этом и говорила, что она сделает все, что нужно. На следующее утро ему стало хуже. Я пошел навестить его после обеда и правда нашел ее ухаживающей за больным и дающей лекарство из бутылочек данных нами, но в них была вода, а лекарства были вылиты. Теперь было поздно, чтобы спасти его. Он знал, что умирает и говорил со мной шепотом о Христе, о том, что он уходит домой, и, помолившись, я ушел от него. Перед самой смертью он послал за мной, так как нечто особенно важное передать мне. Но когда я пришел, то уже начался обычный в таких случаях плач, — ибо он уже умер. Его похоронили с большой торжественностью, как язычника, но мы знаем, что сам он находится с христианами.

(Продолжение следует).

(пер. Ю. В)
Текст воспроизведен по изданию: Десять лет в Маньчжурии. Записки шотландского миссионера д-ра Кристи // Китайский благовестник, № 18-19. 1908

© текст - Ю. В. 1908
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1908