№ 29

Нота Хуан Чэн-чжуна и Фань Жу-цзэна английскому и французскому консулам

Мы, принимавшие участие в создании Тайпинского государства, члены свиты небесного князя, Хуан [Чен-чжун], главнокомандующий левым флангом армии, и Фань [Жу-цзен], главнокомандующий войсками, «карающими преступников», посылаем ноту господину Дью, бригадному генералу военно-морских сил Великобритании, и господину Кэннэю, начальнику бригады военно-морских сил Франции, расквартированных в Нинбо.

Мы, главнокомандующие, только что получили ноту к ознакомились с ней. Хотя ваши доводы разумны, однако считаем нужным напомнить, что когда мы были в Нинбо и договорились с вами о мире и дружбе, то приняли все ваши предложения, которые сочли возможным принять. Например, в предыдущем письме вы просили нас перенести пушки, установленные на городской стене напротив северного берега Янцзы. Мы сразу же приказали солдатам заложить кирпичом амбразуры в городской стене напротив северного берега Янцзы. Так почему же вы говорите, что мы не выполняем ваши требования?

Что касается маньчжурской армии, то бесчисленное множество сопровождающих ее кораблей с большими пушками атакуют Нинбо. Мы, главнокомандующие, получили приказ уничтожить [противника]. Что же тут еще раздумывать? Пушки и амбразуры для пушек в городской стене жизненно необходимы для нашей армии. Откуда появится маньчжурская армия, в том направлении мы, естественно, и откроем огонь.

Поскольку вы беспокоитесь о том, что наши пушки причинят ущерб жителям северного берега Янцзы, то прикажите маньчжурской армии вести атаку на Нинбо с другого направления. Конечно, в таком случае мы не будем обстреливать из пушек северный берег Янцзы. Если окажется, что наши войска обстреливают северный берег Янцзы беспричинно, мы охотно признаем свою неправоту и согласимся с любыми действиями.

[Вы] просите нас оставить Нинбо. Мы воевали на севере, сражались на юге, для того чтобы завоевать территорию. Такие городишки, как Чжэньхай и Биньхай можно оставить без ущерба. Нинбо же оставить невозможно.

Мы — слуги [государства] и все силы должны отдать [служению государству]. Мы не сможем победить маньчжурскую нечисть сейчас, если нам придется оставить этот город. Поэтому оставить его мы не можем. [124]

С почтением доводим до вашего сведения наше мнение. Ждем ответа.

27-го числа 3-го месяца 12-го года жэньсюй (1862) правления Небесного государства великого спокойствия, государства бога-отца, небесного брата и небесного князя.

(Перевод ноты сделан с публикации ее в сборнике «Тайпин тяньго», т. 2. Нота была написана в ответ на предложение Дью и Кэннея тайпинским войскам эвакуировать Нинбо, на который наступали объединенные силы цинских войск и морских пиратов)