ПРАЗДНИК НОВОГО ГОДА В КИТАЕ. Не хотите ли вы переправиться чрез знаменитую китайскую стену и взглянуть на церемонии и праздники первого дня нового года, в Пекине или Кантоне?

В Китае, первый день года есть праздник подвижной; он зависит от перемен луны. Китайский год начинается с январьского новолуния: По закону империи, каждый должен кончить свои счеты и расплатиться с кредиторами накануне этого торжественного дня, который ознаменовывается бесчисленными, большими фейерверками. Не напрасно хвалятся Китайцы изобретением пороха, и чужестранец, ступивший в полночь нового года, на берег Серединного государства, может подумать, что он видит перед собою огромный пожар. Кроме фейерверков, устроиваемых правительством, каждый Китаец, заплатив долги, и окончив расчеты, украшает фасад своего дома или лавки множеством ракет, которые с блеском и треском извещают весь город, что хозяин дома или лавки празднует свою расплату с кредиторами. Все образованные Европейцы считают этот китайский обычай, установленный законом, совершенно варварским и неудобным. В Европе, в праздник нового года, платят друг другу одни [11] визиты без всяких фейерверков, а о долгах старого года упоминать в день нового, все считают решительно неприличным, и если бы китайский император, считающий все народы земного шара своими данниками и подвластными, предписал Европейцам расплатиться с должниками к новому году и отпраздновать расплату фейерверками, то со всего пространства индустриальной Европы поднялось бы ракет пять, шесть, что, конечно, составило бы очень жалкий фейерверк.

Китайские магазины и лавки бывают заперты в первый и второй день нового года, за то улицы города оживляются пестротой и шумом. Можно сказать, что видишь сцену из волшебного мира, в этих разукрашенных домах, испещренных прозрачными и не прозрачными картинами величиной с театральные кулисы. Пестрота италианского карнавала не может дать понятия об удивительном разнообразии китайской толпы, одетой в наряды яркозолотые, светлоголубые, аквамариновые, с выбритыми головами, с глазами известной китайской формы, с лицами набеленными, толпы, которая расхаживает при шуме гонгов и других инструментов, посреди великолепных носилок, домиков из соломы, башенок из фарфора, флюгеров, флагов и бесчисленных экранов, развешенных в дверях и окнах, с изображением домашних китайских богов. В новый год Китайцы делают подарки друг другу и оказывают щедрость. Взаимные добрые желания, сюрпризы, объятия, уверения в дружбе, букеты цветов, пожатия рук, так же многочисленны, как в любой европейской столице На подарки и сюрпризы употребляются бесчисленно-разнообразные вещицы из слоновой кости, лакированные безделушки, душистые подушечки, опахала из тисненых лент, наряды из китайского крепа, красивые ящики с чаем. Кроме того Китайцы дарят друг другу, в знак дружбы и любви, разные конфекты, пирожные и любимые кушанья. В числе этих съестных подарков находится много таких, которых не сварит никакой европейский желудок. Ими дарят только мандарины и знатные люди: сюда причисляются гнезда ласточек, компоты из змей, плавательные перья акул, котлеты из собачьего мяса и другие, редкие лакомые блюда, которые также не понравились бы всем индустриальным и положительным Европейцам, как и фейерверки, пускаемые при расплате долгов к новому году.

Текст воспроизведен по изданию: Смесь // Сын отечества, № 2. 1847

© текст - Масальский К. П. 1847
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
©
OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1847