№ 89. Версальский мирный договор 28 июня 1919 года.

(Ср. соответств. изд. НКИД, Москва, 1925 г.; в тексте воспроизводятся важнейшие статьи договора, имеющие отношение к Китаю. См. Mac Murray, назв. изд., т. II, стр. 1485—1494. Договор не был подписан Китаем, и не был ратифицирован Соед. Штатами, и то и другое, главным образом в виду ст. 156—158.)

Ст. 118.— В территориях, расположенных вне ее европейских границ, как они установлены настоящим договором, Германия отказывается от всяких и каких бы то ни было прав, титулов и привилегий в территориях или над территориями, которые принадлежали ей или ее союзникам и от всяких прав и титулов какого бы то ни было происхождения, которыми она обладала против союзных и ассоциированных держав.— Германия сим обязуется признать и сообразоваться с мерами, которые могут быть приняты ныне или в будущем главными союзниками (Таковыми во введении к договору были признаны: Соед. Штаты Америки (см. прим. 1), Великобритания, Франция, Италия и Япония.) и ассоциированными державами (В их состав входили: Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай (см. прим. 1), Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Хеджаз, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Югославия, Сиам, Чехо-Словакия и Уругвай.), по соглашению, где нужно с третьими державами, с целью осуществления вышесказанных постановлений.— В частности Германия заявляет о принятии ею нижеследующих статей по некоторым специальным предметам.

Ст. 119.— Германия отказывается в пользу главных союзников и ассоциированных держав от всех своих прав и титулов относительно своих заморских владений.

Ст. 128.— Германия отказывается в пользу Китая от всех выгод и привилегий, вытекающих из постановлений заключительного протокола, подписанного в Пекине 7 сентября 1901 года, и из всех дополнительных к нему приложений, нот и документов. Она отказывается точно также в пользу Китая от всяких претензий на наросшие в соответствие с ними после 14 марта 1917 года возмещения.

Ст. 130.— С соблюдением постановлений раздела VIII сего отдела (Ср. ниже статьи 156—158.), Германия уступает Китаю все строения, верфи, понтоны, казармы, форты, орудия и военные снаряды, всякого рода суда, радиотелеграфные установки и иную публичную собственность, принадлежавшую германскому правительству, которые расположены или могут оказаться в германских концессиях в Тяньцзине и Ханькоу или в других местах на китайской территории.— Установлено, однако, что помещения, находившиеся в пользовании [200] дипломатических или консульских установлений, сюда не включаются, и что сверх того китайским правительством не будут приняты меры к распоряжению германским публичным или частным имуществом, расположенном в так называемом посольском квартале Пекина без согласия держав, кои, по вступлении в силу настоящего договора, остаются участниками заключительного протокола от 7 сентября 1901 года.

Ст. 132.— Германия соглашается на отмену арендных договоров с китайским правительством, на основании которых ныне существуют германские концессии в Тяньцзине и Ханькоу.— Китай, восстановленный в полноте своих суверенных прав в сказанных землях, заявляет о своем намерении открыть их международному проживанию и торговле. Он сверх того, заявляет, что отмена арендных прав, на которых ныне существуют сказанные концессии, не отразятся на правах собственности уроженцев, союзных и ассоциированных держав, владеющих на арендных началах участками в этих концессиях.

Ст. 134.— Германия отказывается в пользу правительства его британского величества от германской государственной собственности в британской концессии Шамин в Кантоне. Она отказывается в пользу французского и китайского правительства совместно, от собственности германской школы, расположенной во французской концессии в Шанхае.

Ст. 156. Германия отказывается в пользу Японии от всех своих прав, титулов и привилегий,— в частности от тех, которые касаются территории Цзяочжоу, жел. дорог, горных промыслов и подводных кабелей, которые она приобрела в силу договора, заключенного ею с Китаем 6 марта 1898 г., и всех иных соглашений, относящихся к Шаньдунской провинции. Все германские права в отношении Циндао-Цзинаньфуской жел. дороги, со включением всех ее ветвей с дополнительными к ним всякого рода правами собственности, станциями, лавками, основным и подвижным составом, горными промыслами, принадлежностями и материалом для экоплоатации горных промыслов, приобретены и остаются во владении Японии вместе с правами и привилегиями, с ними связанными. Герм. госуд. подводные кабели от Циндао до Шанхая и от Циндао до Чифу, со всеми связанными с ними правами, привилегиями и правами собственности, с ними связанными, равным образом приобретены Японией, свободные и чистые от всяких материальных обязательств и обременения.

Ст. 157. Движимая и недвижимая собственность, которой обладало герм. государство в территории Цзяочжоу, а также и претензии, которые Германия могла бы предъявить в виду работ или улучшений, осуществленных за счет произведенных ею, прямо или косвенно, в связи с этой территорией, приобретены и остаются во владении Японии, свободные и чистые от всяких материальных обязательств и обременения.

Ст. 158. (Об обязательстве Германии вручить Японии архивы, реестры и т. д., а также дипломат. документы, касающиеся Шаньд. провинции).