№ 25. Обмен нот между российским и японским правительствами касательно возвращения полуострова Фын-тянь (Ляодун) и мореплавания в Формозском проливе. Сентябрь—октябрь 1895 г.

(Ср. Сборн. дог. и дипл. док. по дел. Д. Вост. 1895—1905 г., стр. 7—9; Mac Murray, назв. изд. т. I, стр. 63. Подобные же ноты обменены были между Японским Министром Иностранных Дел и Французским и Германским Посланниками в Токио.)

1. Памятная записка, переданная 25 сентября (7 октября) 1895 года и. об. японского министра иностранных дел посланникам России, Франции и Германии.

Маркиз Сайондзи, исправляющий обязанности министра иностранных дел, в ответ на памятную записку (От 11 сентября 1895 г.), переданную ему их превосходительствами посланниками Германии, Франции и России, имеет честь сообщить от имени своего правительства нижеследующее:

Императорское правительство, приняв во внимание мнения, выраженные тремя державами, и желая быстрым и окончательным образом разрешить вопрос касательно возвращения-полуострова Фын-тянь (Ляодун), постановило:

1) сократить сумму вознаграждении до тридцати миллионов лан;

2) не делать из заключения с Китаем договора о торговле и мореплавании условия эвакуации означенного полуострова и совершить таковую эвакуацию в течение трехмесячного срока со дня полной уплаты Китаем упомянутого вознаграждения в тридцать миллионов лан. [103]

2. Нота российского посланника в Токио японскому министру иностранных дел от 6 (18) октября 1895 года.

Нижеподписавшийся, чрезвычайный посланник и полномочный министр его величества императора российского не преминул сообщить своему правительству две декларации, которые его превосходительство г. маркиз Сайондзи, исп. обяз. министра иностранных дел, сделал ему от имени своего правительства, а именно:

А.— от 19 июля: “что правительство его величества императора Японии признает за Формозским проливом значение большого международного морского пути, и что посему этот пролив находится вне сферы его исключительного контроля или пользования. Правительство его величества императора Японии обязуется не уступать никакой державе островов Формозы и Пескадорских”;

и Б.— от 7 октября: “что правительство его величества императора Японии приняло решение: 1) уменьшить сумму вознаграждения за возвращение Ляодунского полуострова (Фын-тянь) до тридцати миллионов лан и 2) не ставить заключение с Китаем договора о торговле и мореплавании условием эвакуации названного полуострова и выполнить таковую эвакуацию в трехмесячный срок со дня полной выплаты Китаем помянутого вознаграждения в тридцать миллионов лан”.

Нижеподписавшийся получил уведомление, что правительство его величества его августейшего государя, принимая к сведению приведенные выше декларации, может лишь выразить удовольствие правительству его величества императора Японии по поводу этого нового доказательства мудрости и умеренности.

Доводя о вышеизложенном, по поручению своего правительства, до сведения его превосходительства г. исправляющего обязанности министра иностранных дел, нижеподписавшийся покорнейше просит благоволить уведомить его о получении настоящей ноты и пользуется сим случаем для того, чтобы возобновить ему уверения в своем отличном почтении.

3. Нота исправляющего обязанности японского министра иностранных дел российскому посланнику. Токио, 19 (7) октября 1895 года (воспроизводит текст предыдущей ноты).