ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА ГРАФА ПУТЯТИНА.

(Донесение это послано с английским пароходом Fury, шедшим из Печелийского залива в Гон-Конг, с корреспонденцией для европейской почты)

На третий день после взятии береговых укреплений Английский и Французский Адмиралы направились на реке Пейхо с своими канонирскими судами. После трехдневного плавания между сотнями джонок наполнявшими реку, имеющую в большей части своего течения от 100 до 50 сажен ширины, они прошли до Тянь-дзина, побывав неоднократно на мелях; но открыв путь к сему важному пункту. Город этот с крепостию внутри его, или вернее с каменною стеною одевающею земляной вал, которым обносятся большая часть китайских городов, стоит при слиянии Императорского канала с рекою Пейхо и прикрывает два водяных сообщения снабжающих столицу продовольствием. Большая часть орудий со стен его были перевезены для усиления фортов в Таку и теперь он защищен малым числом артиллерии, и вероятно сдастся без всякого сопротивления когда потребуют того союзники. Английские канонирские лодки, сидящие до 5 фут, подымались вверх еще миль на восемь, но нашли там глубину доходящую при отливе до 2 фут, что и послужило пределом их попыток.

Оставаясь на прежнем якорном месте, в ожидании движения вперед представителей прочих государств, мы могли пересчитать до 260 больших джонок вышедших в море по приказанию союзных Адмиралов, опасавшихся, чтобы Китайцы не зажгли их и не пустили в большой массе на военные суда по узкому руслу реки. Почти такое же число джонок осталось еще в разных местах в реке; они не [15] могли быть высланы до сих пор потому, что экипажи их убегают на берег каждый раз, как заметят приближение какого либо судна воюющих держав.

Барон Гро и Лорд Эльгин отправились в Тянь-дзин 17-го/29-го Мая вечером; я последовал за ними немедленно, дождавшись только прибытия на пароход «Америка» министра Соединенных Штатов, который по некоторым причинам не мог следовать в Тянь-дзин на своем судне и просил меня взять его с собою. Со светившею нам полною луною мы всю ночь могли итти не останавливаясь по реке круто извивающейся на всем протяжении, и в 7 часов утра бросили якорь, пройдя пловучий мост, не вдалеке от Императорского канала, среди предместий Тянь-дзина, в расстоянии одного или полуторых кабельтовых от городских стен и не много ниже судов союзников. Пока течение было противным, мы могли вести на буксире нашу и американскую джонку, но при перемене оного должны были оставить их, едва быв в состоянии управляться с пароходом несшимся с большою быстротою в узких извилинах реки. Прямое расстояние от Таку до Тянь-дзина менее 30 миль, тогда как по многочисленности крутых оборотов реки, оно, вероятно, превышает 70 миль. Мы только при одном завороте коснулись мели и чрез четверть часа могли опять продолжать плавание. Подходя к якорному месту, на грот-брам-стенге парохода «Америка» были подняты вместе русский и американский флаги для обозначения присутствия обоих полномочных и для указания Китайцам, что оба государства, в противоположность Англии и Франции, без всяких насилий требуют от китайского правительства утверждения прав, почитаемых ими справедливыми и не вредными для Китая.

Лорд Эльгин и барон Гро заняли на берегу реки помещение некогда выстроенное для временных посещений Богдыханов, но пришедшее теперь в упадок, а я с г. Ридом потребовали найма в городе лучшего дома находящегося также на берегу реки, и против которого теперь стоит пароход «Америка». [16]

Для новых совещании назначены из Пекина два высших сановника из Манжур, Гуй-лян и Хуашана, которые с неограниченными полномочиями уже прибыли в Тянь-дзин и должны немедля открыть с нами сношения. Мы слышали также от Китайцев, что в 20 верстах от города расположен 30 тыс. лагерь под начальством монгольского князя Сэн-вана, прогнавшего года два тому назад инсургентов из-под стен Тянь-дзина. Между тем Адмирал Риго-де-Женуильи объявил мне о прибытии в китайские моря 1200 человек сухопутных войск из Франции, а Сэр М. Симур ожидает на днях 2000 солдат из Гон-Конга, которых оба Адмирала намерены разместить в предместьям города. Трудно сказать какой теперь оборот примут здешние дела, ибо в Китае, менее чем где либо, можно предусматривать результаты критических происшествий.

Об эскадре я не имею никаких известий кроме того, что в последнее свидание с английским адмиралом я слышал от него о благополучном прибытии фрегата «Аскольд» на мыс Доброй Надежды. На пароходе «Америка» доселе все обстоит благополучно, но с наступлением сильных жаров, я опасаюсь прибыли больных, которых, благодаря Бога, до сих пор мы имели весьма мало.

Текст воспроизведен по изданию: Донесение генерал-адьютанта графа Путятина // Морской сборник, № 9. 1858

© текст - ??. 1858
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
©
OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1858