НЕКОТОРЫЕ УЧЕНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ ИЗ ПЕКИНА. — Заимствуем из писем г. Базилевского, Врача при Российской Миссии в Пекине, к известному нашему ботанику Ф. Б. Фишеру:

I. КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА. — Вся медицина, у Китайцев, основана на их космогонии, в которой принимаются за основание всей поднебесной пять стихий — вода, дерево, огонь, металл и земля — получившие свое бытие от действия ина — начала холода и бездействия, и яни — начала жара и деятельности. Последними двумя силами, по их мнению, управляется и доныне весь земной мир, в котором если и случаются какие-нибудь беспорядки или отступления от обыкновенного хода вещей, то это зависит от враждебного взаимнодействия этих сил: ина и яни. Те же и другие подобные понятия о законах мира приложены и к бытию человека. Тут также играют главную роль пять стихий, но только эти стихии имеют другую форму: вместо воды человеку даны — почки и мочевой пузырь; вместо дерева — печень и желчный пузырь; вместо огня — сердце и толстые кишки; вместо металла — легкие и тонкие кишки; вместо земли — селезенка и желудок. Деятельность их, в нормальном и болезненном состоянии, [264] совершается по определенным законам ина и яни. Вот каково основание Китайской медицины: можно ли, после этого, иметь какую-нибудь охоту к изучению подобных нелепостей! Конечно, все это любопытно; но пользы ни малейшей. Впрочем, надобно правду сказать, что при таком нелепом основании, есть в Китайской медицине и такие понятия, или, пожалуй, идеи, которые у нас еще не слишком давно сделались известны; но только эти понятия достались Китайцам не по теории логической, даже и не вследствие опытов или наблюдений, а просто на угад.

II. КИТАЙСКОЕ САДОВОДСТВО. — Вам угодно знать, бывал ли я где-нибудь в знатных Пекинских садах и какие видел там чудесные редкости? Прошу вас покорнейше разувериться в знаменитости Китайских садов, по крайней мере Пекинских. Китайцы, кажется, не исключая и самых высших здешних аристократов, не только не имеют садов, но не имеют даже и понятия об них, какое обыкновенно Европейцы соединяют с садами. У Китайцев сады состоят из больших оград, внутри коих построено бесчисленное множество их домишек, в роде наших флигелей, и насажены без всякого порядка, в подражание дикой природе, разные деревья, персики, груши, яблони, виноград, разные хвойные деревья и т. п. В прудах красуются обыкновенные их красивые растения Nelumbium, Trapa, и т. п.; но все это запущено и без всякого присмотра. Видел я и Императорский сад при полу-разрушившемся дворце, недалеко на северо-западе: там были некогда устроены ванны при существующих и теперь еще минеральных водах, где когда-то жил и купался здешний Император Цян-Лун; а теперь все это так запущено, что не имеет никакого благообразия. В числе деревьев, в этом саду, заметил я великолепнейшую юй-лань в грунту, величиною около 2 футов; из прочих деревьев, большею частию, дубы, клен, хвойные, акации и другие, [265] самые обыкновенные, здешние растения. Оранжереи здесь делаются весьма просто. Выкапывают в земле яму, глубиною в 3 или 4 аршина, а длиной и шириной — соразмерно величине здешних зданий; потом, с северной и боковых сторон, обносят стеной из бамбуковых или других прутьев и обмазывают глиной. Южная стена оранжерей делается из бумажных окон; потолок, с наклонностью на юг, глиняный. Внутри оранжерей устроения печки, как водится. В этих оранжереях, почти во всех без исключения, одни и те же растения: камелии, лимоны, ясмины, розы, пионы белые и красные, и прочие растения, которые существовали за несколько пред сим веков и будут существовать всегда одни и те же.

III. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТУШИ. — О приготовлении туши я не успел еще собрать подробных сведений; но сообщу, что знаю, вкратце. Тушь приготовляется из сажи, получаемой чрез сожигание Масла или смолистых растений. Лучшая тушь приготовляется на юге, в Цзян-Нальской области: там устроиваются для этой цели особенные печи или лампады; в первых сожигаются смолистые деревья, а в последних масло. Сажа собирается, смешивается с каким-то клеем и душистыми веществами до густоты теста, которое потом высушивается в известных формах. Приготовление туши хорошо известно бывшему здесь, в предшествовавшей миссии, художнику Кирсалину, который и сам занимался приготовлением туши в Пекине

IV. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ. — Известно, что Китайцы приготовляют бумагу из растений разного рода; но из каких преимущественно, это, кажется, у нас еще мало известно. Я собрал, на сей раз, краткие об этом сведения, но они не вполне удовлетворительны. Качество и доброта бумаги зависит, как говорят Китайцы, не только от образа приготовления, но и от выбора растений. По словам Китайцев, самые обыкновеннейшие растения, употребляемые для приготовления бумаги, суть: бамбук, кустарниковые деревья хлопчатой бумаги, [266] хлопчатая бумага, шелковичное дерево, конопля и другие более сочные и волокнистые растения. Употребительнейшее же из всех этих растений есть дерево цю-шу, которого листья похожи на шелковичные, а плоды на виноградные ягоды, с тем однако различием, что они прикрепляются непосредственно к стеблям листьев. Дерево это растет в горах на каменистой почве; но я сам еще его не видал. Впрочем, какое бы ни было это дерево. Китайские бумажники снимают с ствола древесную кору, очищают ее от наружной кожицы, потом расщипывают по длине в мелкие части, вымачивают недели две в воде, и, вынувши из воды, расстилают на сухой земле и засыпают известкою. Чрез несколько дней после того, кору снова моют, раздирают на тонкие волокна, белят, сушат на солнце, потом варят в воде, и вываривши толкут или растирают, пока масса получить густоту жидкого теста. К этому тесту прибавляют иногда клейковатую жидкость, получаемую предварительно чрез вымачивание, в продолжение нескольких дней в воде, ветвей какого-то растения, похожего на виноград: плод этого растения похож на мелкий горох кислого вкуса, бело-зеленоватого цвета; ветви растения стелятся по земле, а кора на них гладкая. Получаемую из этого неизвестного дерева жидкость смешивают с предыдущею тестообразною массою, до тех пор, пока вся масса превратится в гущу, которую вливают в водоемы от 3 до 4 футов глубиной, плотно замазанные цементом. Там она превращается тотчас же в бумагу, которую настилают потом на поверхности выбеленных стен и высушивают или просто на солнце, или увеличивая температуру искуственно. Для того, чтобы на бумаге не расплывались чернила или тушь, прибавляют иногда к бумажной массе составь из квасцов, растертых с чистым клеем. Некоторые варят составь из квасцов и клея с известным количеством воды, и им смачивают листы бумаги посредством кисти раза два или три, по так, [267] чтобы этот клейковяжущий состав ложился на бумагу везде ровно и одинаково. После того листы покрываются флером, смазываются составом из слюды, и сушатся в тени на свободном воздухе. Наконец снова их расстилают, и лишнюю слюду снимают хлопчатою бумагою, чем и оканчивается весь процесс приготовления бумаги. Старая, негодная к употреблению бумага, вымачивается также в воде, потом вываривается и выколачивается, и наконец снова превращается в годную бумагу, высушиваемую на стенах. Говорят, что Китайцы заимствовали искусство делать бумагу от Японцев.

V. ДРЕВЕСНАЯ СОЛЬ. — С этой почтой я отсылаю к вам небольшое описание дерева янь-фу-цзы. Мне весьма странно показалось, что с этого дерева, на юге, Китайцы собирают какую-то соль, известную у них под названием «древесной соли», которая употребляется ими вместо поваренной. Конечно, образование этой соли на дереве зависит от качества почвы; но почему эта соль встречается только на этом дереве, и притом только на поверхности его семян? Кроме того, ужели почва в южной и восточной части Китая, на таком обширнейшем пространстве, везде состоит из солончаковой? Вот вопросы, которые мне с первого раза пришли на мысль, при чтении китайского текста о дереве янь-фу-цзы. Судя по внутреннему строению древесины, которая состоит из рыхлой паренхимы, и образованию на ветвях и листьях дерева нароста в виде чернильных орешков, называемых Китайцами ву-бха-цзы, я полагаю, не есть ли это особенный вид пробкового дуба?

Текст воспроизведен по изданию: Некоторые учено-хозяйственные известия из Пекина // Журнал министерства внутренних дел, № 2. 1852

© текст - ??. 1852
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1852