Проэкт инструкции начальнику новой Пекинской духовной миссии

(1831-37 г.)

(Ошибка - скорее всего это инструкция начальнику миссии 1821-1830 гг. Thietmar. 2017)

Секретная инструкция. Для будущего Начальника Пекинской Духовной Миссии, предполагая выбор оного из чиновников, а не из духовных.

Высшее Правительство, поставляя Вас Главным Начальником Миссии, желает, чтобы сие никак не могло быть известно Китайскому Правительству и тамошним иезуитам, но чтобы не нарушая древнего порядка, лицо Ваше пред оным правительством представлял один из старших иеромонахов Миссии, почему, как по прибытию Вашем за границу Китайскую, так во все время путеследования и пребывания Вашего в Пекине, старший священник, представляя лицо Ваше, должен именоваться Далама и быть употребляем во всех сношениях с Китайским Правительством под Вашим руководством; а с Вашей стороны, так как и от всех прочих лиц, Миссию составляющих, должен быть сохранен весь вид наружного к нему уважения. Впрочем, как старший, так и другой иеромонах назначены единственно для богослужения при Миссии и без точной Вашей цели и воли и руководства ни в какое сношение с Китайским Правительством входить и влияние на управление Миссиею иметь не могут. Сверх того поручается непосредственному Вашему наблюдению, чтобы они были жизни строгой, сану их соответственной и почтение на себя обращающей, чтобы богослужение в тамошней Российской Церкви было непременно во все воскресные и дванадесятые и торжественные праздники равно и в прочие, если другие занятия по должности не воспрепятствуют, и чтобы в церкви соблюдалась совершенная чистота и порядок. Вся аттестация об них пред духовным начальством зависит единственно от Вас.

Сверх двух иеромонахов Миссию составляют: Ваш помощник, один чиновник, лекарь, два академика, двое Мунгальских учеников. Все они поручаются Вашему главному начальнику; но как настоящий состав Миссии, кроме перемены начальника, отличается против прежних еще и тем, что по силе заключенного с Китайским [15] Правительством Трактата должно быть в Миссии духовных или лам четверо, а ныне посылается только двое, то первая предосторожность в предупреждении всякого с Китайской стороны протеста должна состоят в единообразии платья, т. е. иеромонахи, так как и вся Миссия, тотчас по прибытии на границу обязаны оставить свое платье и одеться в платье Китайское, и ни в дороге, ни в самое время пребывания в Пекине, никогда европейского, а тем паче монашеского платья не носить, а во всем следовать тамошним обычаям. Вторая осторожность та, что для показания полного числа лам должны Вы и помощник Ваш называться ламами.

3. По прибытию Вашем в Пекин первым и главнейшим Вашим делом будет принять от архимандрита, так и от прочих иеромонахов все казенное имущество и денежную казну, против документов, и о всех недостатках донести или потребовать достаточных объяснений, как от самого архимандрита, так и от прочих иеромонахов и учеников. А как из разных доносов учеников известно, яко бы он некоторые принадлежащию Пекинскому монастырю дома, значительный доход приносившие, продал сам собою, а сверх того и некоторая церковная утварь тоже растрачена, то ежели действительно справедливо окажется, отобрать от Архимандрита подробное объяснение о причинах. побудивших его на такое самовластное распоряжение, и отчет, куда употреблены им вырученные за все то деньги. Равномерно, ежели справедливыми окажутся пронесшиеся сюда сведения, якобы архимандрит Иакинф растратил и жалованную сумму, и якобы ученики принуждены содержать себя одолжениями от знакомых китайцев, то всех тех и то предъявит Вам претензии свои и чьих росписок в получении жалованья не представит Вам архимандрит, удовлетворить недоданным жалованьем из ассигнованного для нынешней Миссии серебра; что ж касается до проданных монастырских домов и церковных вещей, то употребить все Ваше старание выкупить оные, и в случае каких-либо препятствий в том просить помощи от Трибунала, ежели таковые продажи учинены были без ведения оного. В прочем, сколь ни велики были бы беспорядки и недостатки кои могут открыться при сей смене, все они должны быть сокрыты от Китайского Правительства, коего и не обременять по сему случаю данными просьбами, но ограничтесь токмо обстоятельствами обо всем донесением Иркутскому Гражданскому Губернатору с представлением к нему же в подлиннике всех объяснений, какие от кого будут [16] Вами отобраны, и сменных ведомостей при подробной описи, в каком состоянии найдете Вы церковь, Российское подворье и пр. принадлежащие к оному заведения; но как у архимандрита Иакинфа могут быть и собственные его такие вещи, которые прилично оставить собственностью Посольско-Российского Двора, как например: мебель, книги, картины и тому подоб., то дозволяется Вам, осведомясь прежде об истинной оных цене, и ежели цены умеренные, купить их у него, с тем однакож, чтобы следующие деньги по нашему курсу получить.

10. Вместо 10-ти-летнего пребывания миссий в Пекине нынешней Миссии определяется только семь лет. Поелику срок сей (длинный) весьма достаточен, чтобы успеть в языках Маньчжурском и Китайском, а с другой стороны целыми тремя годами сокращен против прежнего, то при этом умеренном сроке поставляется уже за непременное правило, чтоб до истечения оного никто ни под каким видом и предлогом возвращаем в отечество не был, ибо опыты удостоверили Правительство, что бывшая до сего свобода возвращаться в отечество до срока, под предлогом неизлечимых болезней, или сумасшествия, или нетерпимости по дурному поведению, кой к Пекинской жизни, казались несносною.

11 в). Сверх обязанностей лекаря по его званию к Миссии, должен он под осторожным руководством стараться сделать себя в Пекине известным и полезным человеком чрез прививание коровьей оспы, как совершенство неведомого там спасительного средства, без которого натуральная оспа принимает там всегда смертельность.

Но как известно, что Европейские Миссионеры искусные медики пользовались особенною к искусству их доверенностью лучших вельмож, то и сие должно быть поставлено и хранимо в церкви за Вашею и помощника Вашего печатьми.

о). В случае смерти кого-либо из Миссионеров, заслуженное неполученное жалованье выписав в расход по шнуровой книге, записать опять в ту же книгу особою статьею на приход и хранить до самого возвращения в отечество.

т). Назначенную по росписанию сумму на покупку книг, карт и проч. употреблять со всевозможною бережливостию и осторожностию, а особливо в рассуждение, дабы не подвергнуться обману, столь свойственному Китайцам, и вообще стараться приобретать вещи полезные. Каждая покупка должна быть записываема в шнуровую книгу и все купленные вещи, как казенные [17] должны храниться с общею казною и свидетельствоваться ежемесячно целою Миссиею на выше писанном порядке. По возвращению же Миссии, представить все сии вещи Иркутскому Губернатору. В числе книг постараться достать Библию, переведенную иезуитами на Маньчжурский и Китайский языки.

В росписании определено, чтоб стол для всей Миссии, включительно и Ваш, был общий, т. е. чтоб никто не имел частного своего стола, но чтоб все в назначенный час являлись к общему столу, подобно семейному порядку. От Вашего хозяйства и попечительности зависеть будет, чтоб стол всегда был, нероскошный, но весьма приличный и сытный и чтоб никто не имел справедливой причины жаловаться на недостаток. Экономом по сей части назначить одного из способных к тому Миссионеров, исключая иеромонахов, который под надзором помощника должен заниматься благовременным и хозяйственным заготовлением всех припасов для стола, так и для отопления и освещения Российского подворья.

Текст воспроизведен по изданию: Проэкт инструкции начальнику новой Пекинской духовной миссии (1831-37 г.) // Китайский благовестник. № 7. 1912

© текст - ??. 1912
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1912