№ 90

1805 г. мая 8.Доклад Синода императору Александру 1 по поводу отправления в Пекин очередной смены Российской духовной миссии и с предложением удвоить жалованье ее членам

/л. 25/ Всепресветлейшему, державнейшему, великому государю императору и самодержцу всероссийскому всеподданнейший доклад Синода.

Синоду обер-прокурор онаго князь Голицын предложил к надлежащему исполнению доставленную к нему по высочайшей вашего императорскаго величества воле товарищем министра иностранных дел князем Чарторыским копию с мнения его, удостоеннаго высочайшей апробации на примерную записку члена Синода Амвросия, митрополита новгородскаго, касательно духовной миссии, назначенной к отправлению с российским посольством в Китай, по коей о снабдении миссии лучшею ризницею /л. 25об./ последовало уже высочайшее повеление, а о прочих в той записке обстоятельствах Синод осмеливается представить вашему величеству мнение свое.

Первое (Здесь и далее подчеркнуто в тексте). Архимандриту той миссии иметь степень первокласных архимандритов, но во время пребывания в Пекине именоваться, как и ныне, старшим священником. По исполнении же возложенной на него должности и по приезде в Россию на случай небытия вакансии, дабы мог иметь безнужное содержание, производить ему жалованья и все то, что получают настоятели первокласных монастырей до помещения его к оной; /л. 26/ равно и отправляемым при нем двум иеромонахам и одному иеродиакону при таковом же возвращении за равномерное исполнение своих должностей дать настоятельския места третьекласных монастырей с таковыми же выгодами, каковыя архимандриту на случай небытия в то время ваканциев к безнужному содержанию предполагаются до определения их, подобно и двум церковникам по возвращении до помещения к местам производить жалованье, получаемое ими в Пекине из суммы на духовной департамент положенной.

Второе. Находящимся в той миссии производится ныне жалованья в год: архимандриту 600 рублей, /л. 26об./ двум иеромонахам каждому по 300 рублей, иеродиакону 250 рублей, на церковные потребы 50 рублей, церковникам двум с последовавшею в 1803 году прибавкою каждому по 200 рублей, четырем ученикам каждому по 250 рублей, на подарки учителям 150 рублей, на угощение крещеных 300 рублей, итого 3350 рублей — в число сего количества отпускается 1700 рублей из суммы, на духовный департамент определенной, а остальныя 1650 рублей из других сумм по распоряжениям министра финансов. Но как по представлениям находившихся прежде и ныне состоящего в Пекине архимандритов ясно видно, что таковое малое количество положенных сумм крайне недостаточно и едва /л. 27/ становится для одних потребностей келейных, а чтоб лошадей содержать или нанимать за дороговизною невозможно, пешим же ходить в их сане за обычайным в тех местах от народа пренебрежением весьма неприлично и что по таковой нужде при другой российской же Николаевской церкви разстоянием от Посольскаго двора в пяти верстах времянно быть для церковнаго служения, надзирания и увещания крещеных людей, кои в законе весьма слабы, находят немалое препятствие.

Синод еще в 1774 году во уважение вышеписанных обстоятельств, а также и для приличнаго содержания духовенства столь великаго государства в [124] иностранной /л. 27об./ земле всеподданнейше предполагал (В тексте: предполагл) испросить о удвоении всем оным духовным производимой суммы, остановился же до возвращения бывшаго тогда в Пекине архимандрита, дабы получить от него полное о сем недостатке сведение, но за последовавшего тому архимандриту на обратном пути кончиною и до сего времени священнослужители остаются на том же недостаточном положении. Убеждаясь и ныне вышеписанными обстоятельствами, Синод полагает производить сказанной миссии каждогодно: архимандриту по 1500 рублей в жалованье, да на наем служителей и екипаж по 500 рублей, двумя иеромонахам и одному /л. 28/ иеродиакону каждому по 400 рублей, двум церковникам каждому по 300 рублей, четырем ученикам каждому по 400 рублей, на церковные потребы 150 рублей, на подарки учителям и угощение крещеных таковое же количество, что и ныне производится 450 рублей, да на починки монастырскаго строения 500 рублей, а всего 6500 рублей.

Итак, в прибавок предполагается сверх ныне отпускаемых еще 3150 рублей, которыя и отпускать из тех же сумм, из коих ныне ассигнуются 1650 рублей, в дополнение вышепоимянованных 1700 рублей из суммы на духовной департамент положенной.

Третие. Сверх сего назначения дозволить получаемый с имеющихся в Пекине дворов, российской церкве принадлежащих, /л. 28об./ равно и с купленных духовными российскими и доставшихся по завещаниям пашен доход, простирающийся по ведомости 1792 года на российския деньги до 508 рублей употреблять архимандриту с братиею на поддержание тех домов и на общую их пользу без всякаго в том отчота.

Четвертое. Срок пребывания на месте назначить не более десяти лет, полагаемую же сумму сверх выдаваемой отправляемым в Китай по прежним примерам на дорожное исправление и на прогоны производить вперед только на пять лет, а как отпускается оная мягкою рухлядью с дополнением китайскаго серебра, /л. 29/ продажа которой по доставлении в Пекин производится ими чрез посторонних людей с немалым неудобством и с потерею некоторой части капитала, то при ассигновании на показанное время жалованья вместо мягкой рухляди как ныне отпустить, так и впредь производить сполна серебром.

Пятое. Когда по препоручению кому следует испрошено будет у правительства тамошняго дозволение репортовать Синоду два раза в году о состоянии монастыря и свиты, выписывать из Иркутска на места умерших и зделавшихся почему-либо неспособными других, в то время по получении о сем повеления Синод не оставит и с своей стороны зделать надлежащаго распоряжения. /л. 29об./

Всемилостивейший государь! Синод всеподданнейше представляя вашему императорскому величеству мнение сие, испрашивает на оное высочайшего вашего величества указа.

Вашего императорскаго величества всеподданнейшие.

На подлинном подписали:

Амвросий, митрополит новгородский;
Ириней, архиепископ псковский;
Мефодий, архиепископ тверской;
Варлаам, архиепископ грузинский;
обер-священник Павел Озерецковский.

По листам скрепил обер-секретарь Гаврило Сурихин.

Майя 8 дня 1805 года.

По листам под текстом. С подлинным сверял секретарь Яков Подлесновский. [125]

Нал. 25 на левом поле отметка о резолюции императора Александра I: На подлинном подписано собственною его императорскаго величества рукою тако: Быть по сему. Александр.

В Санкт-Петербурге, майя 12 дня 1805 года.

На л. 29 об. под текстом: №  5.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-5, on. 4,1823 г., д. №  I ,п. 15, ч. 1,л. 25-29 об. Заверенная копия.