№  87

1805 г. апреля 27.Письмо иркутского вице-губернатора A. A. Шишкова 1 ургинским пограничным правителям Юндендоржу и Артасиди о назначении чрезвычайным и полномочным послом Ю. А. Головкина, об отправлении вместе с посольством очередной смены Российской духовной миссии и о предоставлении необходимого количества лошадей для проезда от Кяхты до Пекина

/л. 79/ Его императорскаго величества государя императора и самодержца всероссийскаго от иркутскаго вице-губернатора, статскаго советника Шишкова письмо Тайцынскаго государства его богдоханова величества господам ургинским пограничным правителям, вану и амбаню, посланное.

В ответ на письмо ваше, господа ван и амбань, присланное с нарочными курьерами, Похвальнаго и щастливаго 9 года 11 луны от 22 дня на имя иркутскаго гражданскаго губернатора (См. док. № 46), я, получив на сих днях из высокаго Правительствующаго Сената повеление, поспешаю вас уведомить, /л. 79об./ что в столичный город Пекин от его императорскаго величества самодержца всероссийскаго к его богдоханову величеству назначен чрезвычайным и полномочным послом действительный тайный советник, сенатор, Государственной Коллегии президент, высочайшаго двора его императорскаго величества и всех российских орденов оберцеремониймейстер, действительный каммергер и разных орденов кавалер, граф Юрий Александрович Головкин, который всемилостивейшим нашим государем императором из особливаго к его богдоханову величеству уважения и для вящшаго доказательства истинной соседственной его величества к его богдоханову величеству дружбы, облечен превосходным качеством чрезвычайнаго и полномочнаго посла, как ближний высочайшаго двора его величества вельможа, достойный взаимной обоих великих государей доверенности. /л. 80/

Отправление сего российскаго посла из нашего престольнаго града последует вскорости, так что он не позже сентября месяца поспеет на границу. А какия чиновники составлять будут его свиту с служителями и екипажем, я, сообщая при сем к вам, господа ван и амбань, список, согласно общему обоих великих государей желанию приглашаю вас, чтоб к приезду сего [121] чрезвычайнаго посольства, соответственно существующих между обоими государствами мирных договоров, соседственной дружбы и добраго согласия, учинить с вашей стороны надлежащее распоряжение для приема на границе и дальнейшего препровождения без всякой остановки.

При сем также считаю приятным долгом предварительно вас, господа ван и амбань, известить, что с сим же посольством отправляются священники с церковнослужителями и учениками как для /л. 80об./ богослужения в пути при посольстве, так и для смены находящейся в Пекине с 1794 года Духовной миссии. Обыкновенный о сей смене лист от имени высокаго Правительствующаго Сената в ваш высокий Трибунал, иностранными делами управляющий, доставлен будет господином чрезвычайным и полномочным послом.

А поелику вы, господа ван и амбань, в вышеозначенном же письме своем между прочим от губернатора требовали сведения, сколько тягости или вьючных при российском посольстве должно быть, то я, желая в полной мере удовлетворить требованию вашему, имею честь вас уведомить, что под повоски, на коих отправляются подарки его величества императора всероссийскаго к его богдоханову величеству и под екипажи г[осподина] чрезвычайнаго и полномочнаго посла /л. 81/ и всех чиновников, свиту его составляющих, и на подъем их богажей потребно лошадей до 500, в числе коих нужно бы годных к упряжке 150. Почему и благоволите, господа ван и амбань, о приготовлении означеннаго числа лошадей с проводниками к прибытию нашего посольства зделать зависящее от вас распоряжение.

Но ежели в приготовлении назначаемаго числа 150 лошадей, годных к упряжке для екипажей и повозок, встретите вы затруднение или невозможность по неимению иногда таковых у вас в употреблении, то не оставьте меня ныне же о том уведомить, дабы я мог таковое число с проводниками приготовить здесь, которыя бы могли отправиться при посольстве в ваше государство. А затем с вашей стороны потребно уже будет только 350. /л. 81об./

Для скорейшаго доставления сего моего уведомления и получения на оное от вас отзыва, посылаю к вам, господа ван и амбань, нарочнаго куриера в ранге капитана Санжихаева с служителями при нем. Я надеюсь, что вы по соседственной вашей дружбе, не оставите меня с ним уведомить обо всем, касающемся до сего великаго для обеих государств дела в подробности, так как и о способах продовольствия в пути г[осподина] чрезвычайнаго и полномочнаго посла и его всей свиты съестными припасами.

Подписав сие письмо моею рукою с приложением герба моего печати.

В губернском городе Иркутске, апреля 27 дня 1805 года.

По листам и под текстом: С подлинным верно секретарь Иван Веригин.

На л. 79 под текстом слева: Список.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 22, л. 79-81 об. Заверенная копия.

Дубликат заверенной копии. — Там же, VI-4, on. 126, 1805-1809 гг., д. №  1, л.243-246.

Копия на русском яз. — ПИА КНР, ф. Документы на русском языке по истории китайско-русских отношений, д. №  11, л. 7-12.

Запись в журнале Канцелярии ургинских пограничных правителей на маньчжурском яз. — ЦГИА Монголии, ф. М-1, д. № 639, л. 65-76; на монгольском яз. — Там же, л. 77-86.

(На л. 65 отметка о получении: 4 луны 23 дня (1805 г. мая 9))


Комментарии

1. Шишков Арсений Антонович — статский советник, вице-губернатор Иркутска с 12 января 1805 г. по 4 августа 1806 г. (РГАДА, ф. 183, Портфели Баснина, on. 1, д. 18, л. 7). В 1809-1811 гг. — губернатор Тобольской губернии (Туркистанов Н. Губернаторские списки. — М., 1894. — С. 44).