№ 69

1805 г. февраля 28. — Запрос товарища министра иностранных дел А. А. Чарторыйского директору Московского архива Коллегии иностранных дел H. H. Бантыш-Каменскому о порядке оформления представительных грамот русских послов, побывавших при цинском дворе

/л. 77/ М[илостивый] госуд[арь] мой, Ник[олай] Нико[лаевич]! По случаю отправляемаго ныне посольства в Китай нужно иметь сведение о кредитивных грамотах, коими обыкновенно посол снабжается, а потому и прошу ваше превосходительство доставить мне как наипоспешнее из Московскаго архива сведения: на какой бумаге пишутся сии кредитивныя грамоты, коими чернилами, какая печать прикладывается и где какой конверт, какая на оном надпись, и на одном ли языке или на разных. Примерами, кажется, можно бы взять те, кои даны были Измайлову и /л. 77об./ Савве Владиславичу 1, с коих точные копии равномерно прошу сюда доставить.

Пр[имите]... (Текст написан на левом поле листа)

На л. 77 над текстом чернилами: Бантышу-Каменскому.

Там же на правом поле листа чернилами: февраля 28 1805-го.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 19, л. 77-77 об. Черновой отпуск. Карандаш.


Комментарии

1. Владиславич-Рагузинский Савва Лукич (1669-1738) — граф Иллирийский, русский государственный и общественно-политический деятель, дипломат; по национальности серб. Родился в Боснии в семье владельца нескольких сел, но вынужденного из-за притеснения со стороны турок переселиться с семьей в Рагузу (Дубровник) и заняться торговлей. В 1689 г. Савва, оставив родительский дом, тоже занялся торговлей и в течение 5 лет торговал во Франции, Испании и Венеции. В 1694 г. приехал в Константинополь, где продолжал торговую и коммерческую деятельность. По собственной инициативе встречался в 1699-1701 гг. с русскими послами, приезжавшими в Турцию, и тайно снабжал их ценными сведениями ”о тамошнем состоянии”. Взятый Петром I на службу, Владиславич на протяжении трех десятилетий служил России верой и правдой во многих сферах деятельности, в том числе дипломатической. Вершиной его дипломатической деятельности явилось посольство в Китай (1725-1728) (см. специально посвященный этому посольству сборник документов ”РКО в XVIII в.”, т. 2). Подписанный С.Л. Владиславичем-Рагузинским 21 октября 1727 г. Кяхтинский договор (куда вошел текст Буринского трактата, заключенного им же 20 августа 1727 г.) на многие годы определил характер и нормы русско-китайских отношений. Ю.А. Головкин и цинские чиновники руководствовались в своих действиях статьями этого договора.

О С. Л. Владиславиче см. также: Dyruh J. Iedan Srbin diplomat na dvoru Petra Velikog i Catarine I, gof Sava Vladislavich. — Belgrad-Pittsburg, 1942; Павленко Н. И. Савва Лукич Владиславич-Рагузинский // Сибирские огни. — 1978. — №  3. — С. 155-168.