№ 536

1816 г. не позднее ноября 1 *.Записка бывшего иркутского гражданского губернатора А. М. Корнилова о границах России с Цинской империей управляющему Министерством иностранных дел К. В. Нессельроде

(* Датируется по сопроводительной записке А. М. Корнилова министру иностранных дел К. В. Нессельроде (см. легенду, л. 25))

/л. 26/ Замечания о границах России с Китаем.

Известно, что китайское правительство издревле славилось мудрыми своими законами, на здравом смысле основанными, — почему и ожидать должно, что естли вникнет оное во всеобщия пользы нижеследующаго объяснения, то не затруднится решительно кончить и утвердительно положить постоянную и полезную границу между двумя величайшими на земном шаре государствами.

Естли бы Россия желала усилить свое владычество на границах сибирских татар, даже под покровительством Китая находящихся, то безпрепятственно могла бы от линии, Сибирь граничущей с киргизами, монголами и другими народами, присвоить себе на юг тысячи верст. Но миролюбивой монарх, самодержавно ею управляющий, не токмо сего зделать не желает, но даже народам, предшественниками его покоренным, старается доставить свободу в разсуждении их религии, конституции и торговли (Здесь и далее подчеркнуто в тексте), ибо желает быть токмо их покровителем, — почему и не имеет в виду приобретать к своему обширнейшему государству земли, не принадлежащий России. Однако же он не может остаться равнодушным для блага общаго, в разсуждении границ естественных, которыя между двумя империями издревле находились (Под текстом примечание автора: а) Река Амур была прежнею границею между Россиею и Китаем, что доказывается городом Албазином. на оной много лет бывшим). Между тем в последних переговорах неосновательно и с большим неудобством граница положена на пространстве материка тысячьми верст, где, кроме кочующих тунгусов, никаких селений не находится. Следовательно, для положения по последнему трактату настоящих границ обеим государствам должно сделать неимоверныя и безполезныя пожертвования — или оставить, как ныне находится, мечтательную границу, начиная от самой почти Горбицы./л. 26об./

Сие то было из главных причин, что вместили следующий термин: Размежевание же границ оставить впредь до будушаго назначения (Под текстом примечание автора: б) В одном из журналов помещено, что будто бы сделаны просеки и постановлены везде каменные столбы. Всяк здраво разсудить может, есть ли возможность привести сие в исполнение на пространстве нескольких тысяч верст, где никаких селений не имеется). [763]

Засим следуют причины, почему должно оставаться границею река Амур.

I. Для самаго Китайскаго государства должна быть немалая польза от заселения севернаго берега реки Амура российскими промышленниками, посредством которых южныя порты, от Китайскаго правительства к торговле назначенные, получали бы для необходимостей народных в промен на их избытки такия товары, которые прежде и в состав торговли не входили. Например, всякаго рода рыба, икра, рыбей жир, разнаго рода скот, мяса, а естли откроется китовой промысел, то и жир онаго — и проч[ее], чем изобилует и изобиловать может Нерчинской край, река Амур и российская американская промышленность. И все сие так, как и прежние со стороны России товары, могли бы доставляться не трудным нынешным путем чрез монгольския безплодныя и безводныя степи, а чрез водяное сообщение, следовательно, и избытки китайские доставлялися бы в большем количестве противу нынешнаго. Да и китайское правительство почти не имело бы никакой надобности в коммерческих береговых сношениях с Россиею, кроме ревеннаго с бухарцами торга и курьерских пересылок, которые служили бы токмо ко взаимной дружбе великих сих империй.

II. Российское государство было бы тогда совершенно удовлетворено в разсуждении сих границ, следовательно, не могло бы никогда завлечено быть в необходимую войну, которая со временем может сделать /л. 27/ потрясение внутреннему правлению великой и примерной Китайской империи. По какой же причине и из чего? Из земли, которая лежит впусте и никакой пользы Китайской империи не приносит, а России принадлежит от древних времен. Всякой с здравым разсудком усмотреть может, которая сторона должна тогда дать отчет всевышнему за вражду сию, естли оная по необходимости произойдет.

III. Все естественное богатство реки Амура ныне гибнет от руки времяни, а тогда обратилося бы оно на пользу человечества и на пользу обоих государств (Под текстом примечание автора: с) по преданиям иркутских летописей значит, что река Амур изобилует рыбою, имеет способной фунт для якорных мест, глубока и без порогов. Берега ея одеты годными даже к построению корабельному лесами, почва земли для поселения самая выгоднейшая, как по земледелию, так и по скотоводству. Следовательно, она, имев сие удобство, всему свету может доставить новыя средства к открытию богатств, а особливо двум соседственным и в содружестве пребывающим империям, Российской и Китайской. Но при всем том естли случится, что осторожное китайское правительство в разсуждении сближения российской границы с манжурскими татарами не примет сих выгодных предложений, то в таком случае я готов открыть, каким образом чрез самыя кроткия средства, без объявления войны и без великих трат государственных можно сделать со стороны России заселение севернаго берега реки Амура. При сем долгом моим почитаю представить о главных пользах для России, естли будет заселен северной берег реки Амура. Во-первых, что после устроения, так сказать, знаменитейшаго порта при устьи Амура надежно ожидать надлежит немалыя пользы чрез водяное сообщение. Ибо кроме китайской /л. 27об./ усиленной торговли, тогда откроется торговля с Индиею. Япониею. Америкою (здесь и далее подчеркнуто автором - сост.) и всеми Ост-Индскими остовами, которые ближе находятся к Сибири, нежели к Европе. Во-вторых, надеяться также можно, что Российско-американская компания посредством новаго заселения по Амуру будет иметь совсем другое существование, нежели ныне. В-третьих, что при содействии корабельного флота в торговле Российско- американской компании по примеру первенствующих в наши времена морских держав возведет Россию, при всех ея возможностях и богатствах, на первую степень славы. Действительной статской советник Алексей Карнилов. Квартиру имеет Литейной части противу пустаго рынка в доме купца Варгасова под №  97).

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, П-3, оп. 34, 1805-1830 гг., д. №  4, л. 26- 27 об. Подлинник.