№ 501

1807 г. октября 12. — Доклад ургинских пограничных правителей Юндендоржа и Фухая императору Юн Яню о получении ими подарков от иркутского гражданского губернатора Н. И. Трескина

/л. 191/ 9 луна 24 день (Октября 12).

Недавно (Документ в журнале не имеет заглавия) прибывший для охраны русских учеников капитан Семен вместе с их старшим священником [Иакинфом] и учениками имел встречу с нами, вашими ничтожными слугами, во время которой они сказали: [724]

”Наш губернатор справляется о здоровье вана и амбаня и во имя крепкой дружбы, издавна существующей между нашими государствами, подносит вам по 2 лисьих шкуры, по 1 шкуре бобра и по 200 беличьих шкурок.”

На что мы, ваши ничтожные слуги, ответили:

”Губернатор, будучи здесь человеком новым, проявляет очень большое внимание к каждому делу. /л. 191об./ Нам приятно, что ваш губернатор, оказывая нам честь, прислал подарки, однако просим забрать их обратно.”

Капитан Семен, отвешивая многочисленные поклоны, вновь просил нас принять эти подарки, говоря, что губернатор делает это с благородными намерениями, и, если мы не окажем честь и не примем подарки, он получит от губернатора здоровый нагоняй.

Хорошенько поразмыслив, мы, ваши ничтожные слуги, пришли к такому заключению. Ранее, при каждой замене состава русских священников и учеников от русского губернатора присылались подарки, которые после представления доклада на высочайшее имя всегда принимались. И если на этот раз подарки не принять, русские наверняка отнесутся к этому с подозрением. /л. 192/ Поэтому, хотя подарки их не представляют ни малейшей ценности, мы, ваши ничтожные слуги, учитывая важность вопроса, по введенному до сего обыкновению приняли подарки. Когда в будущем году их капитан будет возвращаться [из Пекина] обратно, мы, ваши ничтожные слуги, отблагодарим губернатора вдвойне, подарив ему парчу, атлас, чай и другие вещи.

Сего ради, мы, ваши ничтожные слуги, как и положено, представляем относительно этого доклад на высочайшее имя.

На л. 192 в конце текста: По представленному докладу. На данном докладе, полученном [обратно из Пекина] 10 луны 11 дня (Октября 29), император красной тушью изволил начертать следующую резолюцию: Ознакомился.

ЦГИА Монголии, ф. М-1. д. №  663, л. 191-192. Запись в журнале Канцелярии ургинских пограничных правителей на маньчжурском яз. Перевод с маньчжурского яз. И. Т. Мороз.