№ 466

1807 г. февраля 14. — Доклад ургинских пограничных правителей Юндендоржа и Фухая императору Юн Яню о проверке караулов на границе с Россией и со слухами о Ю. Л. Головкине

/л. 4/ 1 луна 20 день (Февраля 14).

Всеподданнейший доклад ваших ничтожных слуг Юня и Фу. Почтительнейше доводим до высочайшего сведения следующее:

По документам нашей Канцелярии значится, что дважды в год, весной и осенью, мы, ваши ничтожные слуги, назначаем хороших, толковых чиновников и командируем их специально для проверки караулов четырех халхаских аймаков, расположенных на границе с Россией. Поскольку весна уже наступила и следует вновь назначить людей, мы, ваши ничтожные слуги, назначили и отправили для проверки караулов айсилара тайджи Анкэтуру и Гэньдуньджаба, разделив между ними 47 караулов, расположенных по обе стороны от Кяхты. Перед отправлением Анкэтуру и прочим было дано указание: как можно тщательнее проверить караулы, а чжангиням, чиновникам и солдатам этих караулов, по-прежнему поддерживая с русскими дружеские отношения, во время отыскания следов [пропавшего] скота и при исполнении всякого казенного дела проявлять повышенное внимание, даже если русские ведут себя почтительно /л. 4об./ и мирно, а в случае если ветретятся нерадивые чиновники и солдаты, прислать подробное донесение.

Когда Анкэтуру и прочие, проверив караулы, возвратятся обратно, мы, ваши ничтожные слуги, представим новый доклад. Кроме этого, в служебном письме, которое недавно прислал нам, вашим ничтожным слугам, кяхтинский чжургань и чжангинь Жуйчунь, сообщается: от наших купцов стало известно, что уже более месяца все русские говорят, будто прошлой зимой русский хан, чтобы разобраться в деле, призвал к себе ранее присылавшегося к нам посла Головкина и камер-юнкера [Байкова].

Мы, ваши ничтожные слуги, хорошенько над этим поразмыслили и задались вопросом: если данный факт действительно имел место,/л. 5/ то для чего русские о нем говорят? И мы пришли к такому выводу. Русский хан получил почти одновременно листы (См. док. № 435, 400) в которых наш Трибунал на законном основании высказал свои замечания, и, действительно, исчерпав все доводы, русский хан призвал к себе Головкина и прочих, чтобы разобраться в деле, и русские, распуская об этом слухи, хотят, чтобы об этом стало известно в нашем государстве (Между строк текста: Император красной тушью изволил начертать: Справедливо)). Однако, если судить по тому, что ответный лист из Сената по данному вопросу пока не прибыл, русские, по всей видимости, до сих пор не могут найти подходящего предлога. Однако, по всей вероятности, какой-нибудь наглый предлог они подыщут. Если впоследствии из Сената будет получен лист почтительного содержания, мы, ваши ничтожные слуги, во исполнение высочайшего повеления представим срочное донесение. Для сего всеподданейше представили доклад.

На л. 5 об. в конце текста: По представленному докладу. На данном докладе, полученном [обратно из Пекина] 2 луны 6 дня (Марта 2), император красной тушью изволил начертать: Ознакомился.

ЦГИА Монголии, ф. М-1, д. №  663, л. 4-5 об. Запись в журнале Канцелярии ургинских пограничных правителей на маньчжурском яз. Перевод с маньчжурского яз. И. Т. Мороз.